В этом небольшом историческом эпизоде хорошо отражается та пропасть, которая пролегла между христианством и другими учениями. Истинные чудеса, с точки зрения христиан, происходят только по воле Бога. Все, что делают волхвы, маги и им подобная публика, по мнению христиан, производится исключительно с помощью темных сил.
Чудо, волшебство и колдовство
Традиционно под чудом понимают необычные явления, которым не удается найти внятное объяснение. В христианстве считается, что человек не может быть чудотворцем сам по себе, все чудеса выполняются либо силой Бога, либо благодаря поддержке темных сил. В частности, любое волшебство считается греховным, так как не идет от Бога.
Так ли все обстоит на самом деле? Споры об этом продолжаются веками, поэтому и сейчас существуют все те же противоположные точки зрения. Однако неоспоримым остается тот факт, что во множестве других учений также есть свои чудотворцы. При этом их деяния нельзя назвать злыми, сатанинскими и т.д. – напротив, многие чудотворцы-нехристиане всю жизнь посвятили служению людям. Но при этом возникает вопрос – чьей силой совершались все их чудеса?
Далеко не все чудотворцы считают, что совершают чудеса силой Бога. Многие из них совершенно иначе подходят к пониманию мироздания и места человека в нем. И если они достигают каких-то умений, то это становится следствием понимания управляющих миром законов. Их умения вполне можно назвать волшебством. В основе волшебства может лежать сила слова и мысли, сила волшебных артефактов, знание протекающих в природе процессов и т.д. и т.п.
Важно понимать, что волшебство никогда не направлено во вред кому-то, в этом и заключается его самое главное отличие от колдовства. Методы могут быть одними и теми же – например, колдун также может использовать заговоры, различные магические снадобья и т.п., но действия при этом обычно совершаются кому-то во вред.
Как относиться к чуду, волшебству и колдовству
Разумеется, на этот вопрос каждый человек отвечает для себя сам, в соответствии со своими убеждениями. Тем не менее, хорошо известно, что истина чаще всего оказывается где-то посредине между крайними точками зрения. Вполне возможно, что не совсем правы те, кто признает «правильными» только чудеса, совершенные и совершаемые исключительно христианскими подвижниками, отвергая культуру и историю других народов и религий.
Неправы и те, кто готов поставить в один ряд волшебство и колдовство – все-таки в основе любых поступков лежит человеческое намерение. Топор может быть как прекрасным инструментом, так и орудием войны – все зависит от того, в чьих руках он находится. Так и знание законов мироздания может быть направлено на благо людям, и тогда можно говорить о прекрасном волшебстве. Или против человека, что является главным критерием колдовства.