Путь и перемещение
Путем называется длина траектории, по которой двигалось тело в течение определенного промежутка времени. Перемещением же принято считать расстояние между начальной и конечной точкой траектории. Часто эти понятия путают, но они обозначают совершенно разные расстояния. Путь - скалярная величина, а перемещение - векторная. Модуль вектора перемещения будет равен отрезку, который соединяет начальную и конечную точку траектории.
Скорость равномерного движения
Скорость равномерного движения - это вектор, модуль которого можно легко вычислить по формуле, известной еще с начальной школы. Он равен отношению пути, пройденного телом, ко времени, в течение которого этот путь был пройден.
Важно помнить, что при равномерном движении направление вектора скорости всегда должно совпадать с направлением движения. Нельзя считать равномерным движение по окружности и любой кривой траектории. Из этого следует, что путь и перемещение при таком движении должны быть одинаковы. В этом легко убедиться на практике.
Состояние покоя тоже можно отнести к равномерному движению, так как тело за одинаковые промежутки времени проходит равные расстояния (в этом случае они просто будут равны нулю).
Пройденный путь при равномерном движении будет складываться из двух составляющих: начальной координаты, а также произведения скорости тела на время его движения.
Графики равномерного движения
Если построить график изменения скорости со временем для равномерного движения, получается прямая, параллельная оси абсцисс. Площадь прямоугольника под этим графиком численно равна длине пути, пройденного телом за заданное время. Действительно, площадь прямоугольника равна произведению его сторон (в этом случае произведению скорости на время).
Построив график зависимости пройденного пути от времени, можно найти значение скорости, с которой двигается тел. График имеет вид прямой линии, проведенной из начала координат. Тангенс угла наклона этой прямой относительно оси абсцисс (оси времени) и будет искомым значением модуля вектора скорости. Чем больше наклон линейного графика, тем большей скоростью обладает тело.