Пожар на «Комсомольце»
7 апреля 1989 года в 11.03 приборы на пульте вахтенного механика зафиксировали резкое повышение температуры в седьмом отсеке до семидесяти градусов по Цельсию. Сомнений быть не могло – это пожар. На лодке была объявлена аварийная тревога.
Командир экипажа капитан первого ранга Евгений Ванин принял решение подать в отсек ЛОХ - объемную химическую систему тушения пожаров. Содержащийся в этой системе фреон, как правило, моментально локализует любое возгорание. Но на этот раз случилось непоправимое. Огонь повредил воздухопровод ЛОХ и сжатый воздух хлынул в аварийный отсек, заблокировав при этом подачу фреона. Огонь разгорелся с еще большей силой и перекинулся на соседний шестой отсек. Сработала аварийная система защиты реактора и лодка полностью утратила ход.
Затем произошло возгорание в пятом и четвертом отсеках. Заклинило вертикальный руль, один за другим вышли из строя приборы на центральном пульте управления.
Командир «Комсомольца» отдал приказ всплывать на поверхность. С большим трудом это удалось осуществить. В 11-20 в штаб Северного флота был передан сигнал о бедствии. Он очень слабый и услышать в штабе флота его смогли только спустя час.
Все это время экипаж мужественно берется за спасение субмарины. Но ни их усилия, ни пришедшая по воздуху помощь, не позволяют ликвидировать пожар. В 17-08 «Комсомолец» навсегда ушел под воду
Результаты расследования аварии
Сразу после гибели «Комсомольца» Военной прокуратурой СССР была создана специальная следственная комиссия. Первым делом следователи опросили в госпитале выживших моряков. С их слов была составлена примерная картина трагедии.
Первые претензии были предъявлены конструкторам, проектировавшим эту модель субмарины. Но все огрехи, допущенные при проектировании «Комсомольца», оказались недостаточно весомы для того, чтобы вызвать гибель этого судна.
Выяснилось также, что за полгода до трагедии «Комсомолец» проходил плановый осмотр, при котором были выявлены серьезные заводские дефекты. Так, к примеру, была обнаружена утечка фреона их аварийной противопожарной системы ЛОХ. То есть, в момент тушения пожара фреона там вообще могло не быть.
Что касается действий самого экипажа подлодки в критической ситуации, то у специалистов по этому поводу возникло множество вопросов. Внимание следователей привлек бортовой журнал, который, по их мнению, либо был подделан, либо заполнялся уже после трагедии. Так, к примеру, было совершенно точно установлено, что пожар в 7 отсеке начался, а следовательно и был обнаружен, намного раньше, чем это было отмечено в бортовом журнале. Более того, выяснилось, что, согласно вердикту специальной комиссии о готовности экипажа к этому походу, он не должен был быть к нему допущен.
Видимо, стечение всех этих обстоятельств и привело к трагедии.