В чем заключается феномен совести
Суть совести в том, что с ее помощью, ориентируясь на нравственные ценности и моральные обязанности, человек может регулировать свое нравственное поведение и осуществлять самооценку. Таким образом, совесть является контролирующим сознание психологическим механизмом, который позволяет индивиду взглянуть на свои поступки с точки зрения других людей.
Феномен совести состоит в том, что изучать его сложно. В истории этики было множество разных трактовок: божественное озарение, врожденное человеческое качество, внутренний голос… Гегель называл совесть «светильником, который освещает правильный путь», а Фейербах – «микроскопом», призванным сделать вещи более заметными «для наших притупленных чувств».
Превалирующая точка зрения относительно совести гласит, что ее возникновение обусловлено потребностью человека получать хорошее отношение со стороны других людей и способностью сострадать их проблемам. Кроме того, зачастую человек испытывает двойственные чувства – например, одновременно сочувствие и иронию, или любовь и ненависть. Чтобы разобраться в амбивалентной природе этих чувств и решить, какое из них «правильнее», как раз и нужна совесть. Во всяком случае, так решено социумом.
О нравственном значении совести
Человек способен прислушиваться к себе, к своим душевным процессам, и за всем этим «наблюдает» совесть, помогая человеку разобраться в себе. С другой стороны, испытывать угрызения совести можно и тогда, когда хочется избежать чего-либо. Это можно объяснить тем, что за долгие века социального существования совесть стала действовать не только на уровне сознания, но и на уровне подсознания. То есть нравственные ориентиры и моральные нормы стали для человека чем-то большим, чем видимость. Они стали на самом деле органическим фактором внутреннего контроля поведения каждого.
В свою очередь, это подразумевает, что совесть может быть сформирована только у такой личности, которой гарантирована свобода выбора. Именно этот выбор приводит к тем настройкам, правилам, общественным ценностям, которые становятся для человека системой внутреннего регулирования общественного и личного поведения. Воспитание и социализация каждого члена общества начинается с запретов и разрешений, которые поступают от некоего авторитетного лица или структуры (родителей, политических деятелей, религии). Со временем система ценностей, характерная для внешнего авторитета, принимается индивидом и становится его личной системой ценностей. Совесть в этом случае выступает в качестве морального саморегулятора.