СМИ как средство неограниченного влияния на аудиторию
Иногда СМИ оказывает влияет на человека в полной мере. Причем влияние может быть как отрицательным, так и положительным. Существует три теории, касающиеся сильного воздействия СМИ на умы людей.
Первая теория, носящая название "магическая пуля", сравнивает информацию из СМИ с пулей, оказывающей на человека быстрое действие. Такое воздействие может быть достигнуто при трансляции критических новостей. Большой популярностью пользуется пример, когда в 1938 году в США по радио впервые читали «Войну миров» Г. Уэллса и многие восприняли текст как реальную новость, что привело к панике.
Вторая теория касается пропаганды. Пропаганда имеет три оттенка: белый, серый и черный. Белая нацелена на подавление вредной информации, в то время как черная, наоборот, - на ее распространение. Серая пропаганда выступает промежуточным явлением и может и подавлять, и распространять ложные идеи, в зависимости от поставленных перед ней задач.
Третья теория основывается на формировании общественного мнения путем цензуры в СМИ.
Все эти три теории отражают самые сильные способы манипулирования эмоциями и сознанием людей.
СМИ как корректор общественного мнения
Не все люди и не при всех обстоятельствах полностью подчиняются влиянию СМИ. Многим нужно обсудить полученную информацию с другими, узнать, что думает по этому поводу значимый для них общественный деятель, насколько соответствует информация их взглядам на жизнь.
Большую роль в понимании информации играет уровень образования человека и его интерес к обсуждаемому явлению. Также значим уровень его впечатлительности и склонности к тому, чтоб другие управляли им или решали за него поставленные задачи.
Существует теория культивации, которая заключается в перенесении телевизионных образов в реальность. Согласно теории, человек, который много смотрит телевизор, склонен воспринимать жизнь в рамках экрана. Если индивид любит криминальные передачи, то скорее всего у него будет высокий уровень тревожности и высокое ожидание того, что его обязательно убьют или ограбят. Чаще всего такое воздействие может быть оказано на людей с низким уровнем образования и обладающих посредственной самооценкой.
Влияние аудитории на СМИ
СМИ не имеют над человеком полной власти: индивид сам определяет источник информации исходя из своих предпочтении, и сужая его кругом своих интересов. Он знает, что хочет получить от СМИ, тем самым заставляя их рассказывать о том, в чем он нуждается в первую очередь.