Русская святочная словесность возвращается к людям после десятилетий незаслуженного забвения. С возобновлением в России празднования Рождества Христова этот пласт национальной культуры снова радует читателей своей незамысловатостью, трогательной сентиментальностью и добротой.

Ожидание чуда



Так повелось, что в Рождество люди надеются на свершение чуда. Герои святочных рассказов с нетерпением ожидают чего-то нового, неизвестного или недоступного для них. И оно приходит! Необязательно этим чудом будет что-то невероятное, просто ожидание превратится в обычное человеческое счастье, принесет неожиданное спасение.

Поучительная доброта



В 19 веке широкие слои читающей публики любили рождественские истории за поучительность и добродушие. Святочные рассказы печатались в специальных литературных сборниках, на страницах газет и журналов и были адресованы, в первую очередь, детям разного возраста.

Этот литературный жанр обладает огромными возможностями воспитания нравственности, способствует формированию личности человека, так как в его основе заключается огромный смысл.

Мастера жанра



В истории русской словесности заслуга возрождения святочной прозы принадлежит Н.С. Лескову. Писатель, считавший вечными идеалы христианской веры, определил жанр святочных историй. По мнению классика отечественной литературы, эти рассказы обязательно должны содержать мораль, быть фантастичными, благополучно и весело завершаться. Все совершающиеся события должны происходить в святочный вечер от Рождества до Крещения.

Н.С. Лесков некоторые святочные рассказы создавал непосредственно для детей («Привидение в Инженерном замке», «Неразменный рубль», «Пугало»). Рассказчики в них – дети, все события оцениваются через сознание ребенка. Есть у Лескова озорные и курьезные святочные истории, наполненные глубокой мудростью («Жемчужное ожерелье», «Штопальщик», «Грабеж»).

К жанру святочной прозы относятся некоторые рассказы А. Чехова, И. Бунина, Л. Андреева, Ф. Сологуба и других. Каждый из этих русских писателей по-своему старался показать главный праздник, напоминающий людям о смысле их существования на земле.

Признанный мастер рождественского рассказа Чарльз Диккенс считал святки днями «милосердия, доброты и всепрощения». Именно в эти дни люди раскрывают друг другу сердца и видят в каждом человеке себе подобного. «Размягченные» великим праздником сердца способны к милосердию и теплоте, готовы покаяться.

Темы и образы рассказов



Главное рождественское состояние, радостная умиленность, передается образом Христа Младенца, поэтому центральными в святочных рассказах обычно являются образы детей. Часто ребенок - герой святочной истории, невинно страдает, обездолен жизнью, глубоко несчастен.

Тема семьи также занимает важное место в святочных рассказах. Повторяющимися в них являются мотивы семейного уюта, домашнего очага, единения близких людей.

Святочные рассказы служат душеполезному чтению в любое время года, а не только в рождественские праздники. Они укрепляют стремление человека к нравственному усовершенствованию или возрождению, учат милосердию и состраданию, призывают творить добро.