Взрослое поколение наверняка вспомнит много приспособлений, с помощью которых они пытались исправлять ошибки в тетрадях и плохие отметки в дневниках: раствор хлора, лезвие и хлебный мякиш, карандаш и ластик… Сегодня школьникам пришли на помощь ручки «пиши-стирай», позволяющие быстро и легко исправить написанное. Но так ли они полезны? Почему все больше учителей запрещает детям пользоваться такими ручками?
В большинстве современных стирающихся ручек используются термочернила, выцветающие при нагревании (например, от трения ластиком). Есть и ручки-линеры с поглотителями чернил.



Стирающаяся ручка - радость школьника



Итак, малыш поступил в 1 класс. Впереди долгие месяцы постановки руки и формирования почерка. Ребенок старательно выводит первые палочки, крючки и овалы, но маленькие пальцы плохо слушаются, и получается совсем не «как в прописи». Родители ругают, учитель исправляет кривые элементы красной ручкой, первоклассник расстраивается. Вот где стирающаяся ручка может стать палочкой-выручалочкой! Не зря некоторые учителя начальных классов просят учеников работать в прописях не ручкой, а простым карандашом.

Школьные годы идут своим чередом, и вот ручка «пиши-стирай» уже избавляет ребенка от необходимости переписывать целые страницы домашних работ. И контрольная работа тоже не вызывает приступа паники – ведь можно исправить ошибку так, что учитель и не заметит.


Чем привлекательны стирающиеся ручки? Разумеется, возможностью исправить ошибку или описку без последствий. То есть главные причины – это боязнь ошибки, стыд за небрежно выполненную работу. Если ваш ребенок отказывается писать обычной шариковой ручкой и просит ту, которую можно стирать – задумайтесь; возможно, вы слишком строги с ребенком, либо у него чересчур требовательный и авторитарный учитель.


Взгляд учителей на стирающиеся ручки



Вот основные причины, по которым учителя выступают против стирающихся ручек:

- Неаккуратность, небрежность. При письме стирающейся ручкой учащиеся перестают следить за аккуратностью и орфографией (ведь все можно исправить тут же), письменные работы становятся небрежными. Кроме того, дети часто пишут с сильным нажимом. Поэтому исправить ошибку бесследно все равно не удается.

- Невозможность отследить типичные ошибки. Учитель лишается возможности увидеть, в чем именно ошибся ребенок, следовательно, не может своевременно ему помочь. Конечно, бывают единичные ошибки и описки по невнимательности. Но если школьник допускает однотипные ошибки, педагог может организовать дополнительную работу по их устранению.
Выявить типичные ошибки, понять их причины и больше не допускать - это важнее, чем просто скрыть ошибки от учителя.


- Затрудненность диагностики речевых нарушений. Родителям следует помнить, что ряд ошибок может указывать на наличие у ребенка логопедических проблем, в частности, дисграфии. Учитель, обратив внимание на характерные ошибки, порекомендует родителям обратиться к специалисту. Ранняя диагностика нарушений письменной речи позволит вовремя их скорректировать и тем самым избавить ребенка от дальнейших трудностей.


Полезно временно использовать стирающиеся ручки детям с повышенной тревожностью: ребенок постепенно перестает бояться ошибок, становится увереннее в своих силах. Со временем надобность в такой ручке отпадает.