Инструкция
1
В 18 веке, в эпоху Просвещения, в обществе происходил отказ от религиозного миропонимания, продиктованного христианскими догматами, и обращение к разуму как к единственному источнику познания человека, общества и окружающего мира. Официальная наука освобождалась от обременительной необходимости привязки к библейским канонам. Ученые становились отдельным, уважаемым классом людей. И впервые в истории цивилизации был поставлен вопрос о практическом использовании научных знаний в интересах человеческого общества.
2
Ученые нового типа являлись также популяризаторами науки, стремясь распространять знание, которое не должно было более вызывать суеверный страх, потому не должно было являться исключительным владением лишь небольшой группы посвященных и привилегированных. Кульминацией подобного стремления ученых 18 века стало издание Дидро в 1751—1780 годах «Энциклопедии», содержащей 35 томов. Это был самый масштабный, значительный и успешный образовательный проект 18 века. Труд собрал все накопленное к тому моменту человечеством знание. В нем доступным языком объяснялись все исследованные на тот момент явления мира, общества, наук, техники, ремесла, повседневных вещей. Следует учитывать еще и то, что энциклопедия Дидро не была единственной в своем роде, пусть даже она одна и стала такой знаменитой. Ее предшественниками стали другие издания. К примеру, в Англии в 1728 году Ефраим Чемберс опубликовал двухтомную «Циклопедию» (по-гречески это означало «круговое обучение»). В Германии Йохан Цедлер в 1731—1754 годах издал «Большой универсальный лексикон», содержащий 68 томов. Это была самая большая энциклопедия 18 века.
3
Наука становится предметом общественных дискуссий, в которых теперь могли принимать участие даже те, кто традиционно за годы христианского патриархата был отлучен от учебы — женщины. Появились даже специально изданные книги, рассчитанные на них (так в 1737 году появляется книга «Ньютонианизм для дам» под авторством Франческо Альгаротти, различные исторические эссе Дэвида Юма и многие другие).
4
5
Наука в 18 веке стремилась найти с помощью человеческого разума естественные механизмы человеческой жизни (естественный порядок экономической жизни, естественное право, естественная религия и т. п.). Поэтому с точки зрения естественных начал подвергались критике все сложившиеся исторически и существовавшие фактически отношения (положительное право, положительная религия и т. п.).