Возможности формирования и развития психики нельзя назвать безграничными: для становления каждой психической функции природа строго отмерила время. Если ребенок по каким-то причинам (например, из-за утраты слуха) не научился говорить до 5 лет, развить у него речь позднее почти невозможно, даже если слух будет восстановлен. Человеку, ослепшему в младенчестве и прозревшему в зрелом возрасте, крайне сложно научиться «пользоваться» зрением.
Во всех приведенных примерах было упущено время, когда в организме в целом и в центральной нервной системе в частности имели место благоприятные условия для формирования соответствующих функций. Когда это время прошло, внешние воздействия уже не имели особого значения – нервная система не могла на них «ответить».
Каждому сензитивному периоду соответствуют определенные психические новообразования – те функции и свойства, которых раньше не было. Появление новообразований – это качественный скачок в психическом развитии. Условия для такого скачка создаются созреванием соответствующих отделов головного мозга и функциональных органов. Но эти условия так и останутся нереализованной возможностью, если не встретят «ответа» со стороны среды, в которой развивается ребенок.
Одно из условий психического развития – помещение ребенка в социальную ситуацию, соответствующую сензитивному периоду. Например, возраст от 7 до 10 лет сензитивен для формирования произвольности поведения, внимания и других психических процессов. Соответствующие внешние условия создает школьное обучение с его требованиями.
Развитие нарушается, если среда не соответствует возможностям сензитивного периода. Например, возраст от 1,5 до 2,5 лет особенно благоприятен для усвоения языковых норм. Если в это время взрослые продолжают «сюсюкать», разговаривая с ребенком на особом «детском» языке, повторяя придуманные им «слова», это может вызвать задержку речевого развития. Правильному развитию речи и в этот период, и в дальнейшем способствует правильная, грамотная речь взрослых, которую должен слышать ребенок.
Другое важное условие психического развития – включение ребенка в деятельность, соответствующую сензитивному периоду. Например, для подростка в норме ведущей деятельностью является социальное взаимодействие со сверстниками. Если подросток под давлением взрослых продолжает сосредотачиваться на учебе в ущерб общению, в дальнейшем он может испытывать трудности в установлении социальных контактов даже во взрослом состоянии.
Наиболее яркий пример упущения сензитивных периодов развития – это трагедии «детей-маугли». Специфически человеческие психические функции у этих детей удавалось сформировать очень ограниченно или даже не удавалось вообще, поскольку сензитивные периоды формирования данных функций уже прошли.
Чем характеризуется сензитивный период
Слово «сензитинвый» буквально означает «чувствительный». Сензитивным периодом называется возрастной период в жизни человека, характеризующийся особой чувствительностью к определенным воздействиям.
Источники:
- Сензитивные периоды развития детей от 0 до 6 лет по М.Монтессори