История социальной рекламы
Первая социальная реклама появилась в 1906 году в США, когда «Американская гражданская ассоциация» выпустила плакаты, призывавшие защитить Ниагарский водопад от вреда, причиняемого энергетическими компаниями.
Социальная реклама может применяться и для мобилизации общества. Например, в 1917 году в Соединенных Штатах появился плакат с «дядей Сэмом», который призывал людей вступать в ряды американской армии. Похожий по смыслу плакат появился в 40-е годы и в СССР и назывался «Родина-мать зовет!».
Реклама как гуманизирующий фактор
Социальная реклама может выступать как фактор, формирующий социальные нормы, гуманизирующий современное общество. В отличие от обычной рекламы, она действует на глубинном, мировоззренческом уровне. Социальная реклама направлена на признание общечеловеческих ценностей, объединение людей. Она способна формировать культурный базис социума, формировать идеологию, продвигать национальные интересы.
Современная социальная реклама затрагивает такие вопросы как голод и бедность в развивающихся странах, проблемы неграмотности, защита лесов от пожаров, использование детских кресел и ремней безопасности в автомобилях, забота о пожилых людях и т.д.
Конкурсы и фестивали
Сейчас в разных странах периодически проводятся конкурсы социальной рекламы. Основное ежегодное событие - это фестиваль IAA Responsibility Awards, который проводится Международной Рекламной Ассоциацией. В России тоже регулярно проводятся специализированные мероприятия, направленные на популяризацию социальной рекламы. К ним относятся Национальный конкурс «Новое пространство России», молодежные и студенческие, региональные фестивали социальной рекламы.
Проблемы социальной рекламы
К сожалению, в России социальная реклама используется крайне мало. Несмотря на налоговые льготы, она составляет менее одного процента от всего российского рекламного рынка.
Еще один недостаток социальной рекламы - стремление донести обращение к зрителю с помощью жестких способов, шокирующего видеоряда. Например, рекламная компания мельбурнского метрополитена, посвященная проблемам безопасности на транспорте, называлась «Глупые способы умереть» и представляла собой серию роликов, в каждом из которых герои сюжета погибали.