Социализация, как социальное явление
Социализация — это процесс, благодаря которому человек принимает нормы его группы, посредством выстраивания собственного «Я», формируется уникальность человека, как личности, за счет принятия стереотипов поведения, социальных норм и ценностей, способствующие благополучному функционированию в социуме. Социализация включает в себя такие процессы, как приобщение к культуре, обучение и воспитание, благодаря которым индивид принимает социальную природу и становится способным участвовать в социальной жизни. В процессе социализации индивида участвует близкое окружение – семья, друзья, СМИ и т.д.
Социализация, как социальное явление в зарубежной психологии
В теории Р. Гарольда рассматривалась социализация взрослых независимо от детской социализации и понималась как процесс, искореняющий детские установки, в частности отказ от мифов. С позиции социогенетического подхода, социализация понималась, как особенность развития личности, в зависимости от структуры общества и близкого окружения. Исходя из этой теории, индивид рождается биологическим существом, а как личность формируется только под воздействием социума и социальных условий жизни. Следующая теория, граничащая с социогенетическим подходом - теория научения. Она рассматривает жизнь личности, как результат, подкрепленный научением и освоение определенных знаний, умений и навыков.
В свою очередь теория ролей утверждает, что индивиду необходимо выбрать себе уже существующую модель поведения, называемую ролью. Роли определяются положением в обществе. Они отражают специфику поведения индивида и его отношения с окружающими.
Социализация, как социальное явление в отечественной психологии
В рамках отечественной психологии рассматривается ряд факторов, непосредственно влияющих на социальную жизнь личности. Факторов влияющих на социализацию очень много. К ним относятся государство, культура, общество (макрофакторы), семья, институты воспитания, церковь (микрофакторы), этническая и религиозная принадлежность, географическое местоположение, средства массовой информации (мезофакторы). Также отечественные психологи уделяли большое внимание социальному развитию. Они рассматривали этот процесс, как усвоение индивидом социальных норм и поведенческих установок, правил поведения, общения и взаимодействия с окружающими.