История рождения «копейки»
В сентябре 1970 года в газете «Правда» появилась заметка о том, что с конвейера только что построенного в г. Тольятти Волжского автозавода сошли первые малолитражки. До конца того же года планировался выпуск уже около 20 тыс. автомобилей. Новый автомобиль именовался ВАЗ 2101 «Жигули». В народе его очень быстро окрестили «копейкой». Этому событию предшествовала определенная история.
Вопрос о строительстве автомобильного гиганта решался, как впрочем, и все в тогдашнем СССР, на самом верху. Инициатором стал председатель Совета Министров страны А. Косыгин, получивший заметную поддержку Генсека компартии (в то время единственной и правящей в стране) Л. Брежнева.
Одной из важных экономических причин для принятия положительного решения стал товарный кризис в стране, который привел к излишкам у граждан наличных средств, и массовое автопроизводство помогло бы «выкачать» эти финансы у населения. Кроме того, продажа автомобилей за рубеж помогла бы сбалансировать экспортно-импортный баланс внешней торговли. Поиск зарубежного партнера велся достаточно придирчиво. Контракт на строительство получил итальянский концерн «Фиат». Базовой моделью для новой советской малолитражки стал Фиат-124.
К слову сказать, к моменту заключения договора эта модель была признана лучшей в Европе. Строительство завода продолжалось с 1967 по 1970 год, когда была запущена первая линия по сборке «Жигулей». За это время несколько машин Фиат 124 прошли всесторонние испытания в условиях полигонов и на дорогах страны. По результатам этих испытаний была создана новая модификация 124-й модели, которая заметно отличалась от «базового» варианта и даже получила в названии индекс R (Russia).
Интересные факты о «копейке»
Первые автомобили, собранные на ВАЗе, комплектовались в основном итальянскими деталями. Даже решетки радиаторов были поставлены с ФИАТа, но вместо фирменной эмблемы на отведенном месте красовалась… «дырка». Эмблема для нового автомобиля попросту не была придумана. Пришлось срочно решать проблему.
Документация и эскизы заводского знака (знаменитая ладья с явно читаемой буквой «В»( Волжский)) для его изготовления были отправлены в итальянский Турин . В течение 1970 года на товарных знаках, стоящих на машинах, присутствовало слово Тольятти, которое в дальнейшем было убрано в связи с тем, что нельзя соотносить символику фирменного знака с географией предприятия-изготовителя.
Определенные новшества были внесены и в конструкцию автомобиля.
Достаточно лишь сказать, что впервые в СССР на легковушки установили передние дисковые тормоза, в головке блока цилиндров был установлен верхний распредвал, внесен ряд изменений в конструкцию поршневой системы, сцепления, элементов подвески.
Высокой конкурентоспособностью «копейка» отличалась и на мировом рынке. Покупатель по сути получал тот же 124-й Фиат, но по заметно меньшей стоимости. А в странах социалистического содружества ВАЗовскую машину можно было приобрести лишь в порядке очереди.
Производство знаменитой и полюбившейся народу «копейки» было прекращено в начале 80-х годов. Более 2,7 млн. автомобилей этой модели верой и правдой служили и служат по сей день своим хозяевам.