Древние греки, в мифологии которых, кажется, можно найти красивое объяснение любому явлению, рассказывали историю появления первой скульптуры. Юная гречанка Кора перед расставанием с возлюбленным решила сделать себе его изображение. Она обрисовала контур головы молодого человека по брошенной на землю тени, а отец девушки заполнил силуэт глиной.
Разумеется, первые скульптурные изображения появились задолго до древних греков. Первобытная скульптура представлена, в первую очередь, женскими фигурками, выполненными из мягкого камня, известняка, в редких случаях – из кости мамонта. Они носили культовый характер и были почитаемы как святыни. Археологи назвали их «палеолитические Венеры». Внешний облик древнейших «Венер» своеобразен: у них нет лиц, ступней ног, слабо проработаны руки. Основной акцент сделан на части тела, непосредственно связанные с деторождением, - живот и грудь. По мнению ученых, они представляли собой обобщенный образ хранительницы домашнего очага, воплощение плодородия.
История скульптуры в современном ее понимании начинается с одной из наиболее ранних цивилизаций – Древнего Египта. Первоначально она, как и все египетское искусство, была составной частью заупокойного культа. Египтяне считали, что, помимо души и тела, существует призрачный двойник человека, его жизненная сила, называемая Ка. Когда человек умирал, Ка покидал его тело, но потом снова возвращался в него, чтобы человек мог воскреснуть для загробной жизни. Чтобы Ка без труда узнал свое тело, в гробницу, помимо мумии, помещали портретную статую умершего. При этом скульптор пытался достичь максимального сходства.
Из этой традиции и выросло древнеегипетское искусство скульптурного портрета. В дальнейшем египетские скульпторы стали создавать изображения фараонов, их жен и других знатных людей. Следует отметить, что их произведения отличались реалистичностью и довольно высокой степенью внешнего сходства с оригиналом, однако были совершенно статичны и казались застывшими.
Искусство скульптуры достигло совершенства в классической Греции (5 век до н.э.). Великие скульпторы античности создавали фигуры богов и героев Олимпиад, отличавшихся идеальным телосложением. К тому же, они впервые в истории научились передавать движение. Произведения Мирона, Поликлета, Фидия и других великих мастеров античности стали непревзойденным образцом для ваятелей последующих эпох.
Когда зародилась скульптура
Великий Микеланджело утверждал, что скульптура является «первейшим из искусств», объясняя этом тем, что первым скульптором стал Бог, который слепил из глины Адама. С ним соглашаются и археологи: на стоянках первобытных людей ими были найдены фигурки, выполненные несколько десятков тысяч лет назад.