Разновидности инфляции


Характеризуется такой экономический фактор, как инфляция, среднегодовым темпом роста цен. Так, в случае, когда он составляет менее 10%, инфляция считается умеренной, или ползучей. При таком темпе роста незначительное повышение цен является стимулом для покупателей вкладывать деньги в товар, который завтра станет немного дороже. Покупательский спрос стимулирует развитие производства и расширяет инвестиции в него. Гиперинфляция - та, которая начинается от 10 до 50% в год. Это тревожный сигнал, свидетельствующий, что экономика страны находится на грани краха. При инфляции, которую называют галопирующей, темп роста цен превышает 50%, а его максимальные значения могут достигать астрономических величин. Такое положение характеризует полный развал экономики, что обычно и случается, когда в стране наступает кризис или ведутся войны.

Экономические процессы при ползучей инфляции


Умеренная инфляция – постоянное обесценивание денег и снижение покупательской способности, характерное явление для большинства развитых стран. Поскольку она является стимулом для вкладывания денег населением, целью экономической политики таких государств является не снижение ее до нулевого уровня, а поддержание в пределах 3-5%.

При этом инфляционные процессы могут быть как открытыми, так и искусственно подавленными. В первом случае контроля над ценами со стороны государства нет, инфляция обусловлена естественным превышением спроса над предложением. Во втором, когда государство берется контролировать цены, реальные темпы роста инфляции могут быть значительно выше официально декларируемых, и ее уже не всегда можно считать умеренной.

При этом открытая инфляция не противоречит законам рынка и не разрушает его механизмов, привлекая инвестиционные вложения на расширение производства и удовлетворение покупательского спроса. Население, руководствуясь инфляционными ожиданиями, самостоятельно определяет, какая часть денег должна тратиться на приобретение товаров, а какая – оставаться в виде вкладов и сбережений. Увеличивая траты, потребители могут создавать ажиотажный спрос, не подкрепленной реальной необходимостью в том или ином товаре, что в некоторых случаях может стать постоянным стимулом для роста цен и раскачивания маятника инфляции. Чтобы этого не происходило, необходимо, чтобы государство располагало достаточными производственными мощностями и резервами рабочей силы, способными удовлетворить увеличивающийся спрос и остановить рост инфляции.