Трудоустройство
Не всегда отказ от трудоустройства по специальности бывает добровольным – многим выпускникам не удается найти работу по своей профессии. От системы распределения вузы отказались уже давно. В определенной степени она ущемляла свободу выпускников, но трудоустройство по специальности все-таки гарантировала. Теперь же проблему поиска работы выпускникам приходится решать самостоятельно.
Труднее всего найти работу по специальностям, которые считаются «престижными». Действуя по принципу «спрос рождает предложение», вузы увеличивают набор на эти специальности, в результате количество выпускников значительно превышает спрос на рынке труда, и многие молодые специалисты остаются «за бортом». Первыми с этим столкнулись выпускники юридических и экономических факультетов.
Добровольный отказ от работы по специальности
Даже взрослый, умудренный опытом человек не всегда объективно оценивает свои способности и возможности, что же говорить о 17-летнем юноше. Человек может увлечься какой-либо профессией, поступить в соответствующий вуз, а потом понять, что это не его призвание. Некоторые студенты получают наглядное представление о своей будущей работе только на практике, которая бывает на последних курсах, на «финишной прямой», когда уже бывает жаль бросать университет, не закончив.
В ряде случаев человек поступает в вуз, заранее зная, что по специальности работать не будет. Абитуриент – вчерашний школьник – находится в материальной зависимости от родителей и вынужден подчиняться их требованиям, и в вузы зачастую поступают не по своему желанию, а по настоянию родителей. Если даже такой человек после окончания вуза устроится на нелюбимую работу (тоже по настоянию отца или матери), надолго он там не задержится.
Некоторые абитуриенты, задумываясь о своем будущем, изначально неправильно ставят вопрос: не «кем работать», а «куда поступать». Особенно часто так рассуждают юноши, для которых учеба в вузе – способ избежать службы в армии. Впрочем, и девушки могут стремиться поступить «куда-нибудь», потому, что «все поступают». При таком подходе человек выбирает тот вуз и факультет, куда поступить легче, где меньше конкурс – и не всегда это бывает специальность, по которой он действительно способен работать. Такой студент может учиться в педагогическом вузе, заранее зная, что учителем быть он не может или не хочет.
Причин много, а результат один – напрасно потраченные силы, время и деньги (свои или государственные).