Скульптура
Библия в камне – это не обязательно текст. «Каменной Библией» нередко называют скульптуры, украшающие соборы средневековой Европы. Впрочем, «украшающие» – не вполне точное определение, ведь основной целью их создания была отнюдь не красота. В Средние века читать не умели даже короли и знатные сеньоры, не говоря уже о простых горожанах и крестьянах. В таких условиях скульптурные композиции, изображающие библейских героев, были единственным (наряду с выслушиванием проповедей) способом знакомства с содержанием Священного писания.
Впрочем, наличие подобных скульптур в Европе удивления не вызывает. Но самый древний памятник такого рода был найден в стране, которую никак нельзя назвать христианской – в Китае.
Христианство не стало в Китае господствующей религией, тем не менее, оно проникло туда уже в 1 веке н.э. Именно к этой эпохе относится гробница, найденная археологами в Цзян-Су – провинции на востоке Китая. На стенах гробницы высечены различные сцены из Библии: сотворение мира, искушение прародительницы Евы, рождение Иисуса Христа, эпизоды из деяний апостолов.
Книга и стела
Современному человеку крайне сложно представить себе каменную книгу, тем не менее, она существует. «Книга», в которой роль страниц выполняют тяжелые каменные плиты, была обнаружена в высокогорном селе Цебельда, расположенном в Гурлыпшском районе Абхазии. Разумеется, воплотить в камне Библию во всей ее полноте было невозможно, неизвестный мастер высек лишь 20 сюжетов, но и в таком виде каменная Библия производит впечатление. Эта необычная книга находится в столице Грузии Тбилиси, в Государственном музее искусств.
С идеей «каменной Библии» в определенной степени соприкасается исторический памятник, прямого отношения к Библии не имеющий, но косвенно подтверждающий реальность событий, описанных в ней.
В 1868 г. миссионер из Эльзаса Ф.Кляйн нашел в Дибане (территория современной Иордании) стелу, получившую название Моавитский камень, или стела Меша. Надпись на камне повествовала о подвигах моавитского царя Меша, отвоевавшего Моав у израильского царя Омри (библейского Амврия). Надпись упоминает и об Ахаве – сыне Амврия, о Боге Яхве, почитаемом израильтянами и об израильском племени Гада. К сожалению, стела Меша не сохранилась, через год после обнаружения местные жители-арабы разбили ее.