Гурман и гурмэ
Как сообщает словарь французского национального центра текстовых и лексических ресурсов (Centre National de Ressources Textuelles et Lexicales), во французском языке есть слова «gourmet» и «gourmand».
Слово «gourmet» произносится как «гурмэ», обозначает такого человека, который знает вкус и умеет наслаждаться вином. Во втором значении — того, кто ценит качество, изысканность стола и отдельных блюд. Словом «gourmand» произносится «гурма», так называют лакомку, человека, охочего до еды или отдельных продуктов, В другом значении - того, кто любит хорошую еду и может ее оценить.
Слова «gourmet» и «gourmand», как поясняет словарь, не являются взаимозаменяемыми. Например, «gourmand» может быть большим любителем шоколадных конфет, но не может оценить особенности вкуса того или иного сорта шоколада, как это делает «gourmet».
Французы сами точно не знают однокоренные, родственные ли слова «gourmet» и «gourmand», или они имеют разное происхождение. Во французском языке также есть понятие «gourmandise» - гурманство, которое можно перевести также как обжорство, чревоугодие. Католическая церковь относит гурманство к числу семи смертных грехов.
В 2003 году инициативная группа обратилась к римскому папе Иоанну Павлу II с просьбой заменить слово «gourmandise» каким-нибудь другим термином для обозначения греха обжорства. Однако ничего более подходящего не нашлось.
Знаменитые гурманы
История сохранила нам имена многих известных гурманов. Меньше чем за восемь лет проел доставшееся от дяди состояние в два миллиона рублей тамбовский помещик Рахманов, живший в середине 19 века. Простой обед на две-три персоны стоил у него больше тысячи рублей. Стоит отметить, рубль тогда был на несколько порядков полновеснее нынешнего рубля.
Этот тучный барин чуть ли не каждый день изобретал новые блюда и в роскоши стола старался превзойти римских императоров. Особенно много стараний прилагалось к приготовлению домашней птицы. Цыплята, утки, гуси и индейки перед убоем откармливались кашей с трюфелями. Самому барину подавали на стол не всю птицу целиком, а только самые лакомые куски.
Даже самая обыкновенная гречневая каша, была у Рахманова невероятно вкусна. Ее готовили на бульоне из рябчиков с добавлением сыра рокфор. Из рыбных он предпочитал блюда, приготовленные из редкой рыбы вырезуба, которую ловили для него в притоке Дона реке Сосне и доставляли на перекладных.
Большой привередницей слыла помещица из Орловской губернии генеральша Рагзина. Обеды у нее продолжались по семь часов. Одних только каш подавалось свыше двадцати видов, а маринадов и солений бесчисленное множество. В состоянии близком к нищете в конце жизни оказался еще один большой гурман сын графа Завадского. Он просто обожал ананасы. Ел их в сыром, вареном и даже квашеном виде. Их квасили у него как обычную капусту.
Часто устраиваемыми гастрономическими праздниками прославился в сороковых годах 19 века Никита Всеволодович Всеволжский. Даже зимой у него подавали на десерт свежую клубнику со сливками. А рыбу, присылаемую ему почтой с Урала, нередко заносили четыре человека. Ко всему Всеволжский был большим острословом. «Хорошая кухня есть сытный корм для чистой совести», - любил повторять он.