Авторство одесских цирюльников



Многогранная Одесса стала родиной множества крылатых выражений. «Наше вам с кисточкой», по утверждению одесситов, также родом из небольших улочек причерноморского города.

Ранее жизнь не была так наполнена рекламой, как сейчас. На улицах не развешивали огромные бигборды, не заказывали роликов на телевидении и радио. А товары и услуги требовали новых клиентов. В такой ситуации выходом было «сарафанное радио» и собственная реклама, которая реализовывалась мастерами и продавцами. Языком приходилось «работать» не меньше, чем руками!

Рекламные слоганы, которые звучали 100 лет назад на улицах Одессы, сегодня стали бы эталоном рекламного творчества и изобретательности. Цирюльники и брадобреи имели свой взгляд на вопрос рекламы. Для привлечения бородатого клиента они располагались у входа цирюльни и зазывно вещали: «Наше вам почтение, с кисточкой, с пальцем — девять, с огурцом — пятнадцать!»

Для того, кто не жил в те далекие времена, эта фраза показалась бы больше загадкой, чем рекламой услуг, а уж тем более приветствием. Но тогда люди отлично понимали, о чем шла речь. Мастера бритвы и кисточки ловко объединяли в одной фразе приветствие, предложение услуги и ее стоимость.

Стоит разобраться подробнее в отдельных частях фразы. «С кисточкой» - предполагалось использование мыльной пены, которая существенно смягчала бритье. «С пальцем — девять», в этой части закладывалось описание процесса и его цена. Щеку клиента для удобного и более безопасного бритья оттягивали пальцами. Нередко мастера засовывали пальцы в рот клиенту.

Подобные подробности процесса сейчас выглядят крайне негигиеничными. Однако стоит учитывать, что в те времена цирюльник мог выполнять функцию мастера по удалению зубов, поэтому пальцы парикмахера во рту никого не смущали. Если же смущение все же преследовало клиента, ему предлагали «с огурцом — пятнадцать», что предполагало использование огурца вместо пальцев. Стоимость процедуры в этом случае была выше, поскольку включала в себя стоимость огурца.

Шло время и на месте цирюлен возникали современные парикмахерские. Фраза утратила свой рекламный смысл, оставив только приветственную часть.

Все дело в шляпе



Среди лингвистов большой популярностью пользуется иная история происхождения фразы. В далекие времена гонцы и посланники носили шапки, которые соответствовали рангу и занимаемой должности. Головные уборы имели меховые кисточки. По прибытии ко двору гонец снимал шапку и кланялся так, чтобы рука с головным убором касалась пола. Надеть шапку можно было только с позволения хозяина. Позже процедура приветствия со шляпой обрела словесную форму, известную как «Наше вам с кисточкой!»