Образ друга в сонетах Шекспира
Шекспир обращает внимание на внешний облик своего юного друга: он светловолос и женственно красив. Среди определенного круга исследователей и читателей возникает соблазн трактовать отношение к нему поэта как некую влюбленность. Между тем, выдающийся шекспировед Александр Абрамович Аникст совершенно уверен в том, что это была глубокая и возвышенная мужская дружба. Дело в том, что в среде гуманистов эпохи Ренессанса культивировался идеал дружбы. Художники и философы, изучая культуры античности, то и дело находили примеры великой дружбы, образец которой являли Орест и Пилад, Ахилл и Патрокл и другие мифологические персонажи. Считалось, что любовь самой прекрасной из дам не может сравниться с преданностью друга.
Белокурый друг и смуглая леди
Однако дружба поэта и белокурого юноши не раз подвергалась испытаниям. Самым серьезным из них оказалось появление смуглой леди – загадочной возлюбленной автора. Еще в эпоху средневековья возникла традиция служения культу прекрасной дамы. Поэты Ренессанса создавали прекрасные сонеты, воспевавшие красоту реальной или вымышленной возлюбленной. В них описывался облик некоего прекрасного ангела с сияющими, словно звезды, глазами и воздушной походкой.
Шекспир создает описание внешнего облика возлюбленной, основываясь на отрицании общепринятых клише. В то время в моде был белокурый или золотистый цвет волос, а возлюбленная поэта – брюнетка. Ее глаза не похожи на звезды, уста – на кораллы, а походка – это поступь земной женщины, а не богини, идущей по облакам. В последних строках сонета заключается иронический выпад в адрес тех, кто склонен к напыщенным сравнениям. Реальная женщина, описанная поэтом, ничем не уступает идеализированным образам.
К несчастью, смуглая леди отнюдь не идеальна в нравственном отношении, и поэт прекрасно понимает это. Однако судьба готовит ему страшный удар: возлюбленная изменяет ему с другом. Совершенно очевидно, что потерю друга поэт переживает гораздо сильнее, чем измену возлюбленной. Он прекрасно знал ее легкомыслие и непостоянство, а вера в друга была поистине беспредельной. В конечном итоге, друзья помирились.
Возможно, сонеты вовсе не были основаны на реальных взаимоотношениях трех людей. К тому же, вполне возможно, что юноша, которого поэт убеждает жениться в первых 17-ти сонетах и друг, к которому обращены последующие произведения, - это разные лица. В любом случае, большинство сонетов Шекспира представляют собой одухотворенный гимн чистой и прекрасной дружбе.