Жизнь Гофмана никогда не была особенно счастливой. Когда будущему писателю было всего 3 года, его родители развелись, и мальчик попал на воспитание к бабушке и дяде по материнской линии. По настоянию дяди Гофман избрал юридическую карьеру, хотя постоянно рвался оставить ее и зарабатывать на жизнь сочинительством.

Два мира в творчестве Гофмана


Тем не менее большую часть жизни писатель работал в канцеляриях судебного ведомства. В свободное время он с увлечением занимался музыкой, а по ночам писал сказки, в которых нередко происходили жутковатые события. Почти все его произведения строятся на противопоставлении двух пограничных миров. Один из них – прозаический мир немецкого мещанства, другой – мир сказки и волшебства. Персонажи Гофмана – такие же мечтатели и романтики, каким был и он сам, стремятся вырваться из повседневной рутины, бежать в манящий и таинственный сказочный мир. Кого-то, как студента Ансельма из первого произведения писателя «Золотой горшок», это бегство приводит к обретению личного счастья, а для кого-то, как для другого студента Натаниэля из новеллы «Песочный человек», оборачивается безумием и гибелью.

Та же тема «двоемирия» встречается и на страницах сказки «Щелкунчик и мышиный король». Ее действие происходит в обычном немецком городе Дрездене, жители которого готовятся встретить Рождество. Юная мечтательница Мари получает в подарок от крестного забавную игрушку – Щелкунчика. С этого момента и начинаются настоящие чудеса. Щелкунчик, конечно же, оказывается заколдованным принцем, которому с помощью Мари удается победить злобного мышиного короля. После этого он ведет свою спасительницу в прекрасное Кукольное королевство, принцессой которого ей и суждено стать.

Балет Чайковского «Щелкунчик»


В декабре 1892 года в Мариинском театре в Санкт-Петербурге состоялась премьера балета Петра Ильича Чайковского «Щелкунчик». В первоначальном варианте либретто его главную героиню звали Клара (у Гофмана это имя любимой куклы Мари), в дальнейшем сюжет балета был приближен к восприятию российского зрителя, и девочку стали называть Машей.

Чудесный рождественский балет по сей день пользуется любовью как у юного, так и у взрослого зрителя. На сцене театров оперы и балета без него не обходятся ни одни новогодние праздники. Музыка Чайковского стала практически отождествляться со сказкой Гофмана. Недаром она звучит едва ли не в каждой из многочисленных экранизаций «Щелкунчика».