У стен Белого дома
Родившись в октябре 1991-го, российский КС (Конституционный суд) сразу же оказался вовлечен в борьбу, развернувшуюся между президентом Борисом Ельциным и его бывшими соратниками, а потом и противниками Александром Руцким и Русланом Хасбулатовым. Пусть ни в атаках на Белый дом в Москве, ни в его обороне суд участия не принимал, но его глава Валерий Зорькин являлся одним из тех, кто присутствовал на переговорах по выходу из конституционного кризиса. Готовил Зорькин и текст соглашения Ельцина с оппонентами, возможно, спасшее множество жизней.
Именно КС рекомендовал отсрочить внесение поправок, существенно ограничивавших полномочия президента страны, до общенародного референдума в апреле 93-го. И участники конфликта, грозившего России новой Гражданской войной, с ним тогда согласились. Правда, мир длился недолго. К слову, антипрезидентские решения суда, принятые накануне случившихся в октябре 1993-го трагических событий в Москве, Борис Ельцин оценил, что естественно, отрицательно. А распустив суд, вскоре создал другой. По новому закону судьи лишались права рассматривать дела по собственной инициативе и оценивать конституционность политических и законотворческих поступков первых лиц страны и партий.
Законные полномочия
Список дел, по которым могут выносить решения 19 российских судей, ограничен статьей 125 Конституции РФ. Судопроизводство осуществляется ими исключительно по мотивированным запросам президента и правительства, Совета Федерации и Государственной думы, а также Верховного и Высшего арбитражного суда России, органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, пожелавших проверить на соответствие Конституции:
- федеральные законы;
- другие принятые президентом, правительством и депутатами Совета Федерации и Государственной Думы нормативные акты;
- Конституции и иные нормативные документы республик и областей, входящих в состав РФ, касающиеся вопросов государственной власти;
- договоры между органами федеральной власти и субъектами РФ;
- международные договоры страны, не вступившие в законную силу.
Кроме того, суд может рассматривать споры о компетенции между государственными властными органами, между госорганами субъектов федерации, между последними и аналогичными федеральными. В полномочия КС также входят толкование Конституции и проверка конституционности закона, применение которого в суде вызвало обоснованную жалобу гражданина. Например, в июне 2014 года КС изучил соответствие Конституции части 11 статьи 3 закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» и признал, что некоторые ее положения нарушают конституционные права граждан. После чего рекомендовал законодателю изменить механизм материального возмещения вреда членам семьи погибшего военнослужащего, не являющимися его родителями или родственниками, но имеющими равные с ними права.
«Громкие» дела
Конституционный суд — самый, наверное «тихий» суд в стране. Здесь нет прокуроров и адвокатов, подсудимых и конвойных, а решения хотя и не подлежат обжалованию или пересмотру, но в жесткую форму приговора не облечены. Тем не менее, ряд дел, которые были рассмотрены в КС, вполне можно именовать «громкими». Так, в 1993 году КС вынес заключение, что деятельность Бориса Ельцина как президента противоречит Конституции. На основании именно этого решения, Верховный Совет проголосовал за прекращение полномочий Ельцина, их переход к вице-президенту и созыв Чрезвычайного съезда. А вскоре по Белому дому, где забаррикадировались Руцкой, Хасбулатов, оппозиционные президенту депутаты и их сторонники, открыли огонь танки…
В 1995 году уже новый состав Конституционного суда подтвердил законность большей части нормативных актов Бориса Ельцина, пытавшегося таким образом прекратить войну в Чечне и восстановить там действие Конституции страны. А в 2014-м КС отказал рассматривать жалобу жителя Тольятти Дмитрия Третьякова на то, что Верховный суд не принял его исковое заявление о неконституционности роспуска СССР решением Совета республик Верховного Совета СССР от 26 декабря 1991 года.