Деткам детского сада по большому счету все равно, как выглядит их воспитатель, лишь бы был добрым и заботливым, умел вовремя подтереть нос и помочь застегнуть курточку. Студентам ВУЗов тоже, поскольку взрослые люди терпимо относятся к другим взрослым людям, только бы преподаватель владел своим предметом и на его лекциях нельзя было уснуть. Со школой все сложно, именно здесь идет самое активное обсуждение – каким должен быть современный педагог.

Образ идеального учителя-интеллигента воплотил на экране в конце 60-х годов XX века Вячеслав Тихонов. Его герой Илья Мельников стал образцом для подражания на долгие годы.

В наши дни телевидение предложило свою версию образа современного учителя России в лице физрука, которого играет Дмитрий Нагиев в одноименном сериале. Спорный, конечно, но очень близкий к реальности. Шансов найти общий язык со своими подопечными у такого педагога сексуального, сильного, нестандартного гораздо больше, чем у тех, кого можно описать фразеологизмом «божий одуванчик».

От смешного к серьезному




Современный учитель должен иметь достаточно высокую самооценку, чтобы работать в школе. В нем должен быть стержень, который поможет организовать и сплотить детский коллектив. Не обязательно быть мачо, чтобы повести детей за собой, но внешний облик должен быть привлекательным. От учителя ни в коем случае не должно пахнуть табаком и на штанине не должна красоваться пудра от пончиков. Учителя-чудики тоже пользуются симпатией у детей, но аккуратные чудики все-таки больше соответствуют требованиям сегодняшнего дня.


Не пользуются авторитетом у сегодняшнего поколения учителя-зануды, да и никогда не пользовались. Воспитательные моменты, которые требуют разрешения, не должны носить характер нравоучения, есть более эффективные способы решения проблем в классе. Например, если какой-то ребенок нарушает дисциплину, назначьте его ответственным за нее. В 90 % случаев это работает. И задумайтесь над формой проведения ваших уроков. Может быть, ребятам просто скучно слушать ваш монотонный голос.


Как стать современным




Быть современным, значит идти в ногу со временем. Современный педагог должен использовать все имеющиеся в его распоряжении технические средства. Великое множество документальных и художественных фильмов и мультфильмов снято для любого из школьных предметов. Бесчисленное множество развивающих и обучающих игр можно применять с использованием компьютера. Smart Board – интерактивная доска имеется в каждой школе, но зачастую просто стоит колом в кабинете информатики.


Современным можно назвать учителя, который помнит себя ребенком и не разучился играть. Дети сегодняшнего дня, естественно, другие, но они дети. Игра – важный элемент обучения. В игре можно наладить тесный контакт с детьми, привить любовь к своему предмету, сделать процесс обучения легким и эффективным. Например, если вы учитель английского языка, выделите 10 минут урока, поиграйте с ребятами в «Балду». Вы поразите несколько целей сразу: наладите дисциплину, закрепите лексику и научите детей мыслить творчески.


Возможностей для саморазвития и повышения уровня профессионализма у современного учителя больше, чем достаточно – курсы очные и заочные, конференции, участие в городских методических объединениях, интернет-форумы педагогов, профессиональные ассоциации, интернет видео-уроки по методике преподавания. Всего не перечислишь. Современный учитель не может обойтись без прогрессивных методик обучения, не делиться опытом с коллегами. Отстраненная позиция в мире коммуникаций и информационных технологий ведет к постепенной деградации учителя.


Современный учитель обязан иметь и демонстрировать школьникам свою активную жизненную позицию. Нельзя человеку с тревожной душой оставаться в стороне от событий в стране. Организовать сбор подписей в поддержку детей Донбасса в своей школе, сбор вещей для помощи детям-сиротам, поздравление ветеранам ВОВ и т.д. – вот что может сделать педагог неравнодушный и современный.