Северная экзотика
Южные районы Норвегии могут показаться не слишком интересными избалованному туристу. Там расположены в основном поля и выпасы для скота, которые изредка перемежаются скромными домиками фермеров. Трудолюбивые сельчане целые дни проводят в работе, и зачастую им некогда отвезти в ближайший городок молоко или овощи. В связи с этим они придумали простой способ реализовать плоды своего труда, рассчитанный на честность приезжих покупателей.
Норвежский сельский магазин – небольшое одноэтажное здание у обочины дороги. Внутри стоят стеллажи, на полках которых аккуратно расставлены баночки с вареньем, бутылки молока, коробки с куриными яйцами. Внизу стоят ящики с овощами, в холодильнике лежит мясо и птица. Часто здесь же стоит вешалка с детской одеждой, изготовленной фермершами вручную из шерсти домашних овец. К каждому товару прикреплен ценник, а на специальном столе есть весы и калькулятор. Гостю магазина остается высчитать стоимость своей покупки и положить деньги в миску. Рядом - плошка с мелочью для сдачи. Каждое утро хозяева обновляют витрины и забирают выручку.
Такой подход удивляет случайных людей, но местные жители привыкли доверять друг другу и честно вести дела. Такой вариант торговли приживается и в Китае, но пока в меньших масштабах.
Российские технологии
В больших городах рассчитывать на благородство покупателей не приходится. Поэтому в Москве магазин без продавцов организовали по иному принципу. Первая ласточка появилась в столице в 2013 году. Правда, он рассчитан лишь на работников одной торговой сети. В ассортименте – больше пяти тысяч товаров, и каждая упаковка помечена специальным идентификатором. Его не нужно считывать сканером – достаточно положить покупку в корзинку. Через десять секунд будет готова информация о стоимости, весе, а также пути товара от производителя до склада и витрины. Затем корзинку пропускают через терминал, в котором с помощью пластиковой карты или наличных происходит оплата.
Летом 2014 года роботизированный торговый павильон другой компании открылся в Москве для широкой публики. Магазин небольшой, вмещает до 200-300 наименований продуктов и бытовой химии. В нем можно купить напитки, крупы, консервы, макароны, готовые соусы, предметы личной гигиены и другое. А чтобы снеки и кондитерские товары на витринах не портились, павильон постоянно охлаждается до пяти градусов выше нуля. С учетом российских реалий разработчики позаботились о безопасности товара. В окна вставлено антивандальное стекло, а за процессом покупки круглосуточно следят камеры наблюдения.