Происхождение венчания
У первых христиан венчания не было: ожидая Второго пришествия Спасителя в ближайшие годы, они не видели смысла обзаводиться семьей. Но время шло, Спаситель не являлся, и стало ясно, что единственный надежный способ сохранить христианскую веру на века – это создание христианской семьи.
Первоначально заключение христианского брака выглядело как совместное причащение жениха и невесты. В 3 веке по свидетельству богослова Тертуллиана уже существовала церемония с такими деталями как соединение рук, передача кольца, венцы, покрытие невесты брачным покровом. Окончательно чинопоследование венчания сложилось в 10 веке.
Такое происхождение венчания, казалось бы, противоречит представлению о святых таинствах как о чем-то дарованном Богом, а не установленном людьми. Но противоречие это кажущееся: самое первое благословение Богом человеческого супружества состоялось еще в Эдеме. Понимание брака как человеческого союза, благословленного Богом, подтвердил Спаситель, благословив брак в Кане Галилейской.
Смысл венчания
Каждая деталь церковного венчания является выражением христианского понимания брака. С точки зрения Церкви брак – это не просто гражданский союз психологически совместимых людей, это духовная школа любви, терпения и смирения. Достижение идеала любви невозможно без самоограничений, без страданий, но страдания возвышают человеческий дух, выявляя в полной мере образ и подобие Божие в человеке. Поэтому венцы, играющие важную роль в обряде венчания, осмысливаются и как венцы мученические, и как символ царственности.
Главный смысл венчания – низведение Божьей благодати на рождающуюся семью, поэтому обручальные кольца, до того как священник вручит их молодым, возлагаются на святой престол.
Многие детали венчания подчеркивают целостность, нерушимость брака: жених и невеста ступают вместе на один плат, пьют из одной чаши – тем самым супруги осмысливаются не как «партнеры», а как части единого целого, «единая плоть», расчленение которой станет не юридической процедурой, а человеческой трагедией.
Бытует мнение, что Православная церковь декларирует подчиненное положение женщины по отношению к мужчине. Венчание наглядно показывает, что это не так: жених и невеста дают одинаковые обещания, отвечая на вопросы священника. Оба должны подтвердить свое твердое и добровольное намерение вступить в брак, а также отсутствие брачных обязательств по отношению к третьим лицам. И хотя вопросы задает священник, молодые должны помнить, что ответ они дают перед Богом, перед которым недопустимо кривить душой. Дав такое обещание, уже нельзя отговориться тем, что «не сложилось», «этот брак был ошибкой» – ведь люди перед лицом Бога подтвердили, что брак был их сознательным выбором!
Венчание окружено многочисленными народными приметами. Нередко присутствующие при венчании родственники и друзья молодых с трепетом следят, кто из брачующихся первым ступит на плат, ровно ли горят свечи, пытаясь по этим деталям гадать о будущем молодоженов. Разумеется, все эти суеверия не имеют к христианской вере никакого отношения. Но самое опасное суеверие, связанное с венчанием – это убеждение, что оно должно «автоматически» обеспечить счастливое супружество. С точки зрения христианина брак – это ежедневный совместный труд супругов, и это главное, о чем нужно помнить людям, принявшим решение венчаться.