Голландский аукцион построен на прямо противоположной логике по сравнению с обычным аукционом. В ходе голландского аукциона цены на лот, выставленный на торги, не повышаются, а снижаются.

Схема проведения голландского аукциона


Логика проведения голландского аукциона основана на том, что аукционист, реализующий торги, первоначально объявляет за выставленный на торги лот не минимальную, а максимальную цену. Теоретически аукцион может закончиться прямо на этом этапе, если кто-то из участников изъявит желание приобрести этот товар за указанную стоимость. Однако на практике покупатели чаще всего ждут, когда цена начнет снижаться.

Это следующий этап проведения аукциона. Если аукционист понимает, что желающих уплатить обозначенную им цену не нашлось, он начинает снижать ее. В этом заключается еще одно существенное отличие голландского аукциона от обычного: в ходе последнего повышение цены обыкновенно является прерогативой покупателя, который тем самым обозначает приемлемые для себя рамки стоимости товара. В ходе же голландского аукциона роль покупателя заключается в том, чтобы дождаться, когда аукционист сам снизит цену товара до приемлемой для него.

Тем не менее следует понимать, что слишком затягивать это ожидание все же не стоит: чем ниже опускается цена, тем более вероятной становится ситуация, что найдется покупатель, для которого она окажется приемлемой. При этом победителем голландского аукциона становится тот его участник, который первым изъявил желание приобрести товар по указанной аукционистом стоимости.

Особенности голландского аукциона


Процесс проведения голландского аукциона обычно является в значительной степени автоматизированным. Так, в непосредственной близости от мест, на которых располагаются участники, имеются специальные кнопки, которые позволяют им подать сигнал аукционисту в случае, если они согласны приобрести товар по озвученной им цене. В этот момент аукционист сразу видит номер покупателя, нажавшего кнопку. Такая особенность голландского аукциона существенно ускоряет его проведение по сравнению с обычной схемой.

Голландский аукцион получил свое название в связи с тем, что именно в этой стране он получил весьма широкое применение. В частности, он применяется в процессе организации продажи знаменитых голландских тюльпанов. При этом еще одна особенность такого аукциона заключается в том, что он ориентирован на продажу оптовых партий товара, а значит, позволяет реализовать большие объемы продукции за относительно короткий период времени.