Происхождение и история
Возникновение термина «а капелла» специалисты в области истории музыки чаще всего связывают с названием знаменитой Сикстинской капеллы - крупнейшей церкви, расположенной в колыбели католичества - Ватикане. Именно отсюда получила распространение церемония богослужения, в ходе которой молитвы и церковные песнопения исполнял хор без какого-либо музыкального сопровождения.
Позднее практика пения а капелла стала широко применяться в других религиозных течениях, включая православную церковь, в которой этот способ исполнения музыкальных произведений в результате стал доминирующим по сравнению с другими. В XIX веке эта практика прочно вошла в светскую музыку различных композиторов, которые использовали ее для того, чтобы подчеркнуть красоту мелодии. Активными сторонниками этого стиля были некоторые русские композиторы, включая Сергея Рахманинова, Дмитрия Шостаковича, Георгия Свиридова и других. В Европе практика пения «а капелла» получила широкое распространение в произведениях эпохи возрождения, а также в работах композиторов, принадлежавших к так называемой нидерландской или франко-фламандской школе.
А капелла сегодня
Первоначально такой способ исполнения музыкальных произведений применялся преимущественно хоровыми коллективами, поэтому термин «а капелла» ранее обозначал именно групповое пение. Тем не менее впоследствии значение этого термина было расширено, и сегодня словом «а капелло» называют любое исполнение произведения без сопровождения музыкальных инструментов. В разговорной речи людей, связанных с музыкальной сферой, нередко можно встретить употребление фразы «акапелльное исполнение», хотя она и не является верной с академической точки зрения.
Сегодня пение а капелла распространено в нескольких основных сферах. Первая из них - народное творчество, где этот способ исполнения произведений достаточно часто реализуется в хоровом формате. Вторая - академическое исполнение, когда именно способ исполнения без сопровождения музыкальных инструментов позволяет оценить богатство диапазона исполнителя и его мастерство владения собственным голосом. Наконец, практика акапелльного пения не утратила своих позиции и в церковных богослужениях, где оно по-прежнему активно применяется, причем преимущественно в хоровом исполнении.