Инструкция
1
В общем виде процесс принятия политических решений подразделяется на две части - поиск альтернатив и выбор наиболее эффективного варианта. Конечно, на практике данный процесс более усложнен и детализирован. Существует несколько разработанных схем процесса выработки решений. Одна из них принадлежит Г. Лассуэллу. Он выделял 6 этапов в данном процессе. Это постановка проблемы, выработка рекомендаций, отбор альтернатив, предварительное убеждение в правильности решения, оценка эффективности решения, пересмотр решения или его отмена.
2
Недостатком указанной схемы является отсутствие этапа прогнозирования и анализа ситуации. Этот недочет устранен в схемах Д. Веймера и А. Вайнинга. Их модель включает семь этапов в процессе принятия решений: понимание проблемы; выбор целей и методов ее решения; выбор критериев; определение альтернативных вариантов; предсказание последствий от принятия решения; выработка рекомендаций относительно алгоритма действий.
3
Важным упущением указанных подходов является отсутствие принципа обратной связи, который является одним из ключевых для демократических обществ. Данный принцип весьма полно описан в трудах сторонников системного подхода. Он основан на том, что политическая система получает из социальной среды сигналы двух типов - требования или поддержку. Если система принимает оптимальные решения, то нарастает ее поддержка. Если же решения не воспринимаются средой как оптимальные, то усиливаются требования. На основе поступающих сигналов политические решения должны корректироваться.
4
Зависит процесс принятия решения от типа политического режима. Идеальная модель демократического общества предполагает, что политические решения принимаются в ответ на требования общества. Такая ситуация возможна только при наличии сильного гражданского общества и при наличии работающих механизмов взаимодействия власти и народа.
5
В авторитарных и демократических обществах власть дистанцирована от народа и у последнего практически отсутствуют рычаги влияния на решения власти. Это не значит, что власть руководствуется только своими эгоистическими интересами в своих решениях. Просто у населения затруднен доступ на политическую кухню.
6
Монархические общества,которые основывались на идее божественного происхождения власти, также не предполагали какое-либо влияние народа на решения монарха. Он должен был принимать их единолично с опорой на ограниченное число советчиков.
7
Нельзя исключать влияние внешних сил и факторов на принятие политических решений. В их числе - коррупция и лоббизм. Лоббизм не всегда имеет отрицательную природу, тогда как коррупция всегда оказывает крайне негативное влияние на состояние экономики и тормозит промышленный рост и общественное развитие.
8
С процедурой принятия политических решений тесно связано такое понятие как административный ресурс. Этот термин означает использование правящей элитой своего положения для достижения частных целей. Например, для устранения конкурентов в период предвыборной кампании.
Важной задачей в демократических обществах является недопущение конфликта интересов. Например, когда чиновник, возглавляющий определенную промышленную отрасль параллельно имеет в ней бизнес-активы (или его родственники или друзья). В этом случае у него будет высок соблазн использовать свое положение в собственных интересах, что является прямым проявлением коррупции.
Важной задачей в демократических обществах является недопущение конфликта интересов. Например, когда чиновник, возглавляющий определенную промышленную отрасль параллельно имеет в ней бизнес-активы (или его родственники или друзья). В этом случае у него будет высок соблазн использовать свое положение в собственных интересах, что является прямым проявлением коррупции.