Инструкция
1
Школьные методисты отмечают у современных учащихся снижение уровня доверия к учебникам и факультативным занятиям как к единственно верным источникам знаний. Причин у проблемы несколько. Это и техническое отставание школ (учебники кажутся детям пережитками прошлого), и мнимая доступность знаний в Интернете («Зачем сидеть над книгой, если все и так можно найти, прочитать, скачать?»), и распространение альтернативных антинаучных течений наподобие новой лингвистики Чудинова-Задорнова или истории Фоменко.
2
Память детей стала хуже. Виной тому почти поголовная компьютеризация и смена принципов работы СМИ в 1990-х — 2000-х. Карты памяти и жесткие диски, а также доступ в Интернет чуть не с наручных часов автоматически отменили необходимость надолго запоминать формулы и правила, заучивать поэмы или прозаические отрывки. Газеты, журналы, сайты и телепрограммы дробят и без того простые тексты на главки и нарезки. Среди педагогов-психологов распространился разговорный термин «клиповое мышление» — оно пришло на смену понятийному (словесно-логическому) — теперь дети учатся не сопоставлять и применять полученные знания на практике, а презентовать как собственный успех только то, что удалось быстро выхватить из контекста.
3
Сложности в реальном общении — тоже не последнее отличие современного школьника, и опять же, дело в Интернете и отставании социальной инфраструктуры (в меньшей степени, но в том числе и на Западе). Сетевые игры, социальные сети, форумы при расформировании дворовых клубов, кружков в Домах молодежи, преобразования подростковых спортсекций в фитнес-клубы, все сыграло негативную роль.
4
Выросло недоверие к учителям и взрослым вообще. Конфликт отцов и детей — старая тема, но современный конфликт основан не на желании нового поколения превзойти, сделать по-своему и лучше или, на худой конец по-базаровски перечеркнуть достижения поколений предыдущих. Сегодня подросток вполне готов пользоваться плодами и завоеваниями родителей, только так, чтобы ответственность за это была минимальной. Деньги как главный критерий преуспевания, «личного успеха», стали фактором первичной оценки человека. Мало зарабатывающий учитель не может при таких условиях быть авторитетом. Не говоря о тех случаях, когда учитель выступает первым звеном коррупционной системы т. н. школьных поборов.
5
О плюсах и минусах отмены школьной формы специалисты пока спорят, но если в плюсах — раскрепощение, то в минусах — резкая визуальная дифференциация. В СССР даже у детей партийной номенклатуры не было такого способа выделиться, как одежда. В лучшем случае — какие-то аксессуары. Сегодня нередки случаи деления на модных и немодных, виннеров и лузеров, без оглядки на уровень интеллекта или личные качества.
6
Снижение двигательной активности (а дети и подростки все больше времени проводят за компьютером) и ухудшение экологической обстановки привели к росту хронических заболеваний. Выясняется это часто после школы, так как ежегодная диспансеризация, а тем более ежемесячные медосмотры также проводятся из рук вон плохо. А в школе проблемы со здоровьем сказываются на работоспособности и снижении успеваемости.
7
Снижение грамотности и ухудшение навыков ручного письма шагают параллельно с распространением и освоением компьютеров. Если в начальной школе еще какое-то значение имеет аккуратность в прописях, то классу к пятому, особенно без должного контроля со стороны как учителей, так и родителей, почерки учащихся напоминают почерки врачей: произвольно соединенные едва-едва узнаваемые литеры. Встроенные в текстовые редакторы, браузеры и смартфоны спелл-чекеры освободили детей от необходимости писать грамотно и внимательно.
8
Положительные отличия тоже есть, и, что неудивительно, все из-за тех же компьютеров. Например, в тех школах, где позволяет техническое оснащение, отпала нужда в подсобках с громоздкими учебными материалами времен Царя Гороха. Теперь вместо горы пыльных карт и схем по десяткам дисциплин — компьютер и видеопроектор, с которыми современные школьники общаются запросто, а вместо рукописных докладов — печатные презентации (но, к сожалению, часто изготовленные методом прямого копирования).
9
Сегодняшние старшие школьники серьезней подходят к выбору будущей профессии и раньше становятся самостоятельными. Если в совесткое время можно было при непоступлении в вуз отправиться в ученики на завод, в лаборанты, в помощники библиотекарей, немного задержаться в продвижении по комсомольской линии или даже сходить в армию и попробовать поступить после со скидками, то сегодняшние социальные лифты требуют высшего образования по соответствующему профилю, а армия вообще выпала из жизненных целей.