Заповедь «Брит-мила»
Существует несколько версий, почему появилась такая традиция – делать новорожденным еврейским мальчикам обрезание. По одной из них, это делается из соображений гигиены, выдвинутых и обоснованных еще богословом Филоном Александрийским. Впоследствии исследования, действительно, подтверждали тот факт, что обрезание является полезным с гигиенической точки зрения и предохраняет от заболеваний. Но это далеко не главная причина, по которой его делают.
Более распространенная версия говорит о том, что евреи шли на пожертвование ради заповеди, в качестве примера которой и приводится «брит-мила» - одна из заповедей Торы. «Брит- мила» означает «обрезание в знак союза» - союза народа Израиля с Всевышним. Обрезание и есть знак этого союза. Считается, что Всевышний неспроста выбрал именно такое место для осуществления заповеди. На этом месте тело не повреждается, наоборот, обрезание в этом месте приносит пользу организму человека.
Операцию делают не ранее, чем на восьмой день жизни младенца, иногда - на девятый или десятый. Она являет собой знак его принадлежности еврейскому народу в течение всей жизни. Иногда заповедь нарушают и не делают обрезание на восьмой день, например, если ребенок заболел. Тогда его делают на восьмой день после выздоровления мальчика, так как в таком случае выздоровление приравнивается к рождению заново. Согласно заповеди, операцию можно проводить в любое время дня, но обычно это делают утром, после утренней молитвы.
Порядок обрезания
Ицхак был первым в истории человечества младенцем, которому сделали обрезание. Согласно заповеди, после обрезания принято устраивать небольшую праздничную трапезу, как это сделал отец Ицхака. Обычно обрезание проводят в синагоге. Обрезание состоит из трех частей: мила, приа и мецица, а совершать его может только специальный человек, имеющий на это разрешение – могель. Особой чести удостаивается человек, держащий во время обрезания мальчика на руках, его называют сандак.
Все присутствующие на церемонии обязаны встать, когда вносят ребенка, и сказать: «Добро пожаловать!». Когда сандак берет на руки младенца, могель начинает произносить благословение. Затем, когда могель непосредственно совершает обрезание, благословение произносит уже отец новорожденного. Существует традиция после обрезания отпивать вино и влить каплю в рот ребенку. Главные действующие лица, конечно же после самого младенца, - его отец, могель и сандак- облачаются, по традиции, в «талит».
Могель, орудуя обычным хирургическим инструментом, обрезает крайнюю плоть полового члена младенца, затем отсасывает кровь с помощью специальной трубочки, после чего половой орган посыпается истертым порошком перегнившего дерева, так называемым пульвером. По завершении процедуры обрезания все присутствующие кричат «Мазл тов!» -и поздравляют родителей младенца. После этого ему дают имя, обычно традиционное еврейское.