Инструкция
1
Стандартная передача вращательного движения осуществляется с помощью гибкого фрикционного элемента, закрепленного на двух подвижных валах. Отношение оборотов ведомого вала к ведущему, называемое передаточным отношением, в такой передаче всегда фиксировано и его нельзя изменить без полной остановки механизма. В то же время, в некоторых случаях требуется плавно изменять количество оборотов по мере роста скорости вращения, когда потенциальная энергия движущегося рабочего органа становится высокой настолько, что для поддержания движения уже не требуется максимальной мощности силового агрегата, но есть потребность в высоком крутящем моменте.
2
Если в стандартных клино-ременных и цепных передачах валы выполнены в виде шкивов или зубчатых звезд с фиксированным размером, то в вариаторе движение передается между двумя валами конической формы. Когда рабочий орган неподвижен, ремень вариатора расположен в узкой части ведущего и в широкой части ведомого конусов, за счет чего достигается наибольшее передаточное отношение с низким крутящим моментом, что позволяет привести в движение рабочий орган, находящийся в состоянии покоя. С ростом скорости движения происходит смещение ремня или валов, благодаря чему передаточное отношение падает, а скорость вращения ведомого вала увеличивается. Обратный процесс происходит при снижении скорости рабочего органа. Современные вариаторы отличаются совершенством конструкции, позволяющим обеспечить отличную динамику изменения передаточного отношения, при которой переключение между минимальным и максимальным порогами скоростного режима осуществляется за десятые доли секунды.
3
Механизм, осуществляющий изменение передаточного отношения в вариаторе, может быть основан на разных принципах действия. Наиболее простым и надежным является устройство, в котором задействован центробежный тормоз, размещенный внутри конуса ведомого вала. При этом гибкий фрикционный элемент фиксируется с помощью роликов-успокоителей, что позволяет ему не смещаться вслед за подвижным валом. Также активно применяются системы регулируемых шарниров, приводимые в движение исполнительным механизмом, который смещает либо ремень, либо один или оба подвижных вала. Степень смещения зависит от текущих показаний тахометра, при этом режим работы остается полностью автоматическим. Такая конструкция вариатора обеспечивает ему наилучшее быстродействие. В стационарных установках режим работы вариатора часто регулируется механизмом со сложной системой сервоприводов под программным управлением.