Вам понадобится
- - фортепиано;
- - нотная тетрадь;
- - карандаш.
Инструкция
1
Проще всего построить хроматическую гамму. Интервал между всеми ее звуками – малая секунда, то есть полутон. Нажмите любую клавишу и постройте к этому звуку октаву. Сыграйте подряд все звуки, находящиеся между этими двумя клавишами, вверх и вниз. Запишите хроматическую гамму.
2
Мажорная гамма строится по единой для всех тональностей формуле: 2 тона – полутон – 3 тона – полутон. Выберите любой звук. Например, пусть это будет звук «фа». Постройте от этой клавиши вверх большую секунду. Вы получите следующую ступень фа-мажорной гаммы, то есть звук «соль». На расстоянии большой секунды от этого звука находится «ля». От этого звука нужно построить вверх малую секунду, в которой всего полтона. Это будет «си-бемоль». По схеме постройте верхнюю часть гаммы, которая будет включать в себя звуки «до», «ре», «ми» и «фа». Таким образом, восходящая гамма фа-мажор будет выглядеть так: «фа», «соль», «ля», «си-бемоль», «до», «ре», «ми», «фа». Запишите гамму. Учтите, что бемоль ставится не перед нотой, а при ключе. Нисходящую гамму можно построить по формуле: полутон – 3 тона – полутон – 2 тона. Можно поступить и проще – прочитать уже записанные ноты в обратном порядке.
3
Разновидность мажорной гаммы – гармонический мажор. По звучанию она напоминает минор, поскольку шестая ступень в ней понижена. Постройте натуральную мажорную гамму, а затем понизьте на полтона шестую ступень. В фа-мажоре это будет звук «ре». То есть в гармоническом мажоре вместо ре чистого берется ре-бемоль, причем как в восходящей, так и в нисходящей гамме.
4
Минорные гаммы тоже строятся по формуле. Выглядит она так: тон – полутон – 2 тона – полутон – 2 тона. Постройте натуральную минорную гамму от того же звука «фа». На расстоянии тона от него находится звук «соль», далее отсчитайте полтона – «ля-бемоль». Следуя формуле, вы получите следующие звуки – «си-бемоль», «до», «ре-бемоль», «ми-бемоль», «фа».
5
Чтобы построить гармоническую минорную гамму, запишите сначала натуральную, а затем повысьте седьмую ступень. То есть вместо звука «ми-бемоль» возьмите «ми». В нотах при этом ключевые знаки не меняются – их как было 4, так и остается. Бекар ставится непосредственно перед звуком. В гармоническом миноре седьмая ступень повышается и в восходящем, и в нисходящем направлениях.
6
Основой мелодической минорной гаммы также является натуральная. В восходящем направлении повышаются шестая и седьмая ступени, то есть «ре» п «ми». Нисходящий мелодический минор играется так же, как натуральный.