Вам понадобится
- Учебник по истории, библия.
Инструкция
1
Смерть в первобытном обществе. Именно в первобытном обществе смерть никак не отделялась от жизни, не выделялась в значении конца или начала. Она была лишь чертой, переступив которую, человек попадал в загробный мир. Представления о загробной жизни заключались в видении такого же мира, как и до смерти, где человек ведет похожую деятельность на основе тех же общественных отношений, но в другом пространстве. Безусловно, говорить о смерти как об окончании жизни в данном контексте не приходится.
2
Подобием смерти индивида считалось его изгнание из общины. То есть смертью считалось не физическое прекращение существования, а социальное. Обычная же, физическая смерть являлась переходом в другой мир, а также продолжением жизни – как умершего, так и всей общины.
3
Смерть в более развитом обществе. Индивидуальная смерть как предмет особого внимания стала рассматриваться обществом в период развития товарного производства. Все изменилось, поскольку теперь индивиды разделялись и противопоставлялись, а личная, индивидуальная жизнь уже рассматривалась вне общины. Человек стал не просто частью группы подобных ему людей, а индивидуальностью с совокупностью чувств, личных ощущений, связей с другими людьми, особенными событиями и т.д. В связи с этим физическая смерть конкретного человека рассматривалась как конец его существования, поскольку жизнь общины даже косвенно уже не являлась продолжением жизни умершего. В данный период появляется как страх перед смертью, так и желание покончить с собой.
4
Возврат первобытных суждений о смерти как о моменте жизни приносит религия, в которой смерть становится важнее жизни. Если говорить о христианстве, то именно смерть является культовым символом, к которому должен стремиться каждый верующий христианин. Смерть считается избавлением от жизненных страданий и лишений. Каждому сулится Страшный Суд, во время которого человек получит «по заслугам» прожитой жизни. Жизнь за гранью смерти продолжается уже в новом ключе – без социального неравенства, труда и других забот и тягот общественной жизни. Загробный мир становится миром избавления от недостатков жизни. Таким образом, смерть становится не только логичным продолжением существования, но и объектом, к которому стремятся прийти с определенным багажом поступков, совершенных в период жизни. Кроме того, смерть приобретает смысл единственного оправдания жизни. При этом самоубийство считается тяжким грехом, тогда как религия обязывает каждого «нести свой крест».