Само таинство состоит из последования обручения и непосредственно венчания. Перед началом торжественного богослужения служащий священник встречает новобрачных под звон колоколов у входа в храм.
Перед началом обручения новобрачные находятся в конце храма (при этом, им под ноги стелят специальный плат). Далее новобрачным дают в руки венчальные свечи. После этого священник отходит в центр храма и дает возглас к началу таинства. Далее священнослужитель произносит великую ектенью с особыми прошениями о новобрачных. Затем читается краткая молитва после которой священник вновь подходит к новобрачным и одевает на их пальцы кольца. Перстни (так в православной традиции именуется обручальные кольца) троекратно меняются. То есть, поочередно обручальное кольцо мужа и жены одевается на палец супруга (супруги). После этого читается еще несколько молитв священником в центре храма.
После молитв священник подходит к паре и при пении определенных венчальных песнопений подводит новобрачных к центру храма. Затем происходит вопрошание священника о желании заключить церковный брак. После получения согласия с обеих сторон начинается непосредственно таинство венчания.
Одним из главных моментов венчания является возложение на главы новобрачных венцов. Уже после этого священник произносит трижды тайносовершительную формулу: «Господи Боже наш, славою и честию венчай я (их)». При этом, священник воздевает руки к небу, а затем поворачивается к новобрачным и благословляет их. Это происходит троекратно. Далее следуют чтения отрывков из Священного Писания Нового Завета.
Еще одним моментом богослужения венчания является употребление новобрачными вина из единой чаши в знак того, что теперь у мужа и жены всё общее. После этого священник берет за руку новобрачных и троекратно проходит с ними вокруг аналоя при пении определенных песнопений хором.
Венцы снимаются с глав брачующихся уже перед завершением венчания. В конце таинства молодоженам поется песнопение «Многая лета», в котором испрашивается у Бога долголетие новобрачным.
После совершения таинства священник подводит молодоженов к открытым царским вратам на солею. Супруг и супруга целуют иконы, располагающиеся около царских врат, а затем, в качестве свидетельства о любви новобрачных, молодожены целуются и сами.
В конце венчания священник может говорить напутственное слово для молодых, после которого обязательно выдается свидетельство о венчании.
В некоторых храмах существует практика проезжать троекратно вокруг храма молодоженам на машине, после чего, под звон колоколов, свадебная процессия уезжает из храма.