Инструкция
1
Понятие «налоговый учет» появилось в законодательстве в связи с введением главы 25 Налогового кодекса. В статье 313 НК РФ указано, что налоговый учет должен вестись в коммерческой организации для исчисления налога на прибыль.
2
К объектам налогового учета относят операции хозяйственной деятельности, имущество и обязательства организации. Стоимостная оценка этих объектов определяет размер налоговой базы. Для целей налогообложения объекты учета должны отражаться в документах непрерывно и в хронологическом порядке.
3
Подтверждением информации, отраженной в налоговом учете, являются:
- первичные документы;
- налоговые регистры;
- расчет налоговой базы.
На основании данных из первичных документов заполняются регистры налогового учета, которые представляют собой аналитические документы. Формы регистров могут разрабатываться налогоплательщиком самостоятельно и вестись в бумажном или электронном виде. На основании информации, содержащейся в регистрах, осуществляется расчет налоговой базы. Содержание регистров составляет налоговую тайну, поэтому при их хранении в организации необходимо обеспечить защиту от несанкционированного доступа.
- первичные документы;
- налоговые регистры;
- расчет налоговой базы.
На основании данных из первичных документов заполняются регистры налогового учета, которые представляют собой аналитические документы. Формы регистров могут разрабатываться налогоплательщиком самостоятельно и вестись в бумажном или электронном виде. На основании информации, содержащейся в регистрах, осуществляется расчет налоговой базы. Содержание регистров составляет налоговую тайну, поэтому при их хранении в организации необходимо обеспечить защиту от несанкционированного доступа.
4
Налоговый учет может вестись на основе бухгалтерского учета или независимо от него. В первой случае происходит сближение налоговое и бухгалтерского учета, при полном совпадении данных бухгалтерские регистры могут быть признаны и как регистры налогового учета. Во втором случае ведется параллельный учет и увеличивается объем учетной работы.
5
Система ведения налогового учета должна быть закреплена документально в учетной политике, которая утверждается приказом руководителя организации. Поправки в учетную политику вносят при изменении методов учета или условий деятельности предприятия, а также при внесении поправок в налоговое законодательство. Учетная политика для целей налогового учета может состоять из двух частей. В первой организационной части устанавливаются общие правила ведения учета, указываются ответственные лица, а также утверждаются порядок и сроки оформления документов. Во второй методологической части отражаются конкретные методики расчета отдельных налогов, для каждого элемента налогообложения желательно указывать ссылку на конкретную статью Налогового кодекса. К учетной политике могут прилагаться разработанные организацией формы регистров налогового учета.