Постройте гамму


Чтобы запомнить количество знаков, лучше всего самостоятельно построить гамму. Любая мажорная гамма строится по одной и той же схеме чередования тонов и полутонов. Звукоряд состоит из двух групп, в нижней его части два тона и полутон, в верхней – три тона и полутон. Построив по этой схеме мажорную гамму от звука «ми», вы получите следующий звукоряд: ми, фа-диез, соль-диез, ля, си, до-диез, ре-диез, ми. То есть в этой тональности четыре диеза.

Порядок появления диезов


Если у вас под рукой есть таблица гамм, аккордов и арпеджио, вы, скорее всего, обратили внимание, что гаммы располагаются в ней с соблюдением определенного порядка. Начинается таблица с тональности до-мажор, затем следуют гаммы с одним диезом или бемолем, то есть соль-мажор и фа-мажор, потом с двумя ключевыми знаками и т.д. Обратите внимание, что ключевые знаки появляются в определенном порядке. Первый – фа-диез. Это седьмая ступень соль-мажора. Чтобы определить, какой знак будет следующим, достаточно от звука «фа-диез» построить чистую квинту вверх. Вы получите до-диез. Нетрудно определить и тональность, в которой этот знак появился. Это седьмая ступень, между нею и первой ступенью данной гаммы должно быть полтона, то есть искомая тональность – ре-мажор. Следующий диез расположен через восходящую чистую квинту, то есть соль-диез, а тональность, в которой он впервые появляется, будет ля-мажор. Рассуждая дальше, можно определить, какой звук является седьмой ступенью в ми-мажоре. От звука «ми» нужно отложить полтона вниз. Это будет ре-диез.

Место ми-мажора в кварто-квинтовом кругу


Научитесь пользоваться кварто-квинтовым кругом. Это обычный круг, поделенный на 12 равных частей. Первая тональность – до-мажор. Справа располагаются диезные тональности, слева – бемольные. В каждой следующей тональности на один знак больше. Следующая диезная тональность определяется путем построения восходящей чистой квинты, бемольная – нисходящей. Построив от звука «до» тоническое трезвучие, вы получите название следующей диезной тональности – соль-мажор. Следующая тональность – ре-мажор, затем идет ля-мажор и, наконец, нужный вам ми-мажор.

Ми-мажорное трезвучие


Найдите третью и пятую ступень ми-мажора. Для этого от звука «ми» постройте большую терцию. Вы получите звук «соль-диез». Пятая ступень находится на расстоянии полутора тонов от третьей, то есть это звук «си». Таким образом, тоническое трезвучие в ми-мажоре состоит из звуков «ми», «соль-диез», «си».