Инструкция
1
Не стоит заставлять ребенка учить стихотворение, если он этого не хочет, толку от этого не будет. Даже если вы заставите малыша повторять строчки, он навсегда запомнит, как ему была неприятна поэзия и учеба в целом. В школьном возрасте это может принести нехорошие плоды.
2
Обязательно прочитайте стихотворение перед тем, как учить или разыгрывать его. Читайте медленно, с выражением, помогая малышу почувствовать настроение и как можно лучше понять, что происходит в стихотворении. Во время чтения можно помогать себе жестами, изображая для ребенка всю историю.
3
После чтения спросите у малыша, о чем было стихотворение, кто из героев ему понравился, почему они так себя вели, что произошло с ними потом. Убедитесь, что ребенок понял смысл стихотворения, можно даже прочитать ему его еще раз. Если есть непонятные слова, разъясните их ребенку, иначе он не запомнит их.
4
Если малыш уже умеет читать, попросите его прочесть стихотворение вам. А потом начинайте творить. Вместе с ребенком разыграйте эту историю: вслух читайте по строчке и жестами или в виде сценки изображайте, что происходит. Пусть ребенок повторяет за вами - двигательная память поможет запомнить стихотворение точнее. В этой игре можно задействовать папу или бабушку. Чем больше народа, тем веселее.
5
Можно вылепить героев стихотворения из пластилина или дать ребенку краски, чтобы он нарисовал историю так, как видит. Тогда мама читает по две строчки, а малыш делает небольшие рисунки. Рисовать может и мама, но обязательно, чтобы дети следили за ходом разворачивающейся истории. При дальнейшем заучивании ребенок обязательно должен сначала опираться на рисунки. Любая визуализация плюс элемент игры помогут заинтересовать ребенка и сделать процесс заучивания стихотворения для него приятным и веселым.
6
Делите стихотворение на части: четверостишия и двустишия. Можно разделять его и по смысловым фразам, главное, чтобы не пришлось повторять сразу много. Учить маленькими кусочками намного эффективнее. Прочитайте ребенку первые две строчки стихотворения, пусть он их повторит уже сам, без вашей помощи, опираясь на картинки или изображая действия. Затем прочитайте еще две строчки, ребенок повторит их, а потом четверостишие целиком. Так постепенно продвигайтесь, пока не выучите все стихотворение.
7
Если произведение очень длинное, разбейте его на части и каждую учите отдельно, не заставляйте малыша утомляться и разучивать стихи целый день. Каждый день берите по небольшому отрывку целого произведения, учите несколько четверостиший, на следующий день повторяйте выученное, и если ребенок не путается и помнит все прекрасно, продолжайте заучивание следующего отрывка.
8
И помните, что нужно постоянно менять форму деятельности, внимание дошкольника не может долго концентрироваться на одном деле, он устает. Учите с ним стихотворение не более 15-20 минут за раз. Лучше несколько раз в день возвращаться к этому занятию, чем требовать от ребенка выучить его сразу. Не раздражайтесь и не срывайтесь на малыша, даже если у него что-то не получается. Будьте спокойны, тогда и ребенок не станет нервничать, проговаривайте стихи четко, медленно и с выражением.
9
Когда стихотворение или его часть выучена, похвалите вашего дошкольника и отложите работу. Нужно повторить с ним стихи через полчаса, перед сном или утром – вам решать, когда ребенок будет готов. Только не спрашивайте его, как на экзамене. Лучше попросите рассказать стихотворение бабушке, папе, любимой игрушке, чтобы уложить ее спать. Или начните рассказывать сами, а потом «забудьте» строчку и попросите малыша вам помочь. Такая завуалированная форма проверки поможет ребенку не бояться сбиться или что-то напутать. Возвращайтесь к стихотворению, пока ребенок не будет рассказывать его полностью и очень уверенно.