Инструкция
1
Альт устроен точно так же, как и скрипка, но он несколько больше в размерах, поэтому и звучит в более низкой тональности. Его струны строятся на октаву выше, чем виолончель и на квинту ниже, чем скрипка (до, соль малой октавы, ре, ля первой октавы). Чаще всего при исполнении используется диапазон от до малой октавы до ми третьей октавы. Если альт солирует, то нередко его диапазон расширяется в сторону более высоких звуков. Ноты для него записывают в альтовом и скрипичном ключах.
2
Благодаря тому, что альт несколько больше по размерам, чем скрипка, играть на нем под силу далеко не каждому. По этой же причине звукоизвлечение и техника на этом инструменте немного отличаются от скрипичной. Для пальцев левой руки требуется очень хорошая растяжка, но даже если она есть, с ладонью средних размеров играть на альте очень сложно.
3
Альт имеет яркий тембр, он дает густой, немного бархатистый звук, особенно приятный в нижнем регистре, и немного отдающий гнусавостью в верхнем. Он не настолько яркий, как скрипка, но любителям альта нравится именно эта мягкость его звука. Необычный тембр альта объясняется тем, что резонирующий корпус у современных инструментов имеет размеры от 38 до 43 см, в то время как оптимальной для его строя была бы длина 46-47 см. Именно таких размеров его и делали старые мастера, и по уверениям опытных меломанов, встретить альтиста с инструментом идеальных размеров – незабываемое воспоминание, так как звук у такого инструмента удивительно прекрасный. На классическом альте играют обычно опытные музыканты, у которых очень хорошая техника. Такие альты не встретить в оркестре, они выступают соло.
4
Благодаря тому, что солирующий альт встречается крайне редко, его репертуар тоже не слишком широк. Зато в оркестре альт используется постоянно, но там ему редко поручают главные роли. Тем не менее, альт – непременный участник большинства симфонических и струнных оркестров, а струнный квартет без него и вовсе немыслим. Также альт можно встретить в фортепианном квартете или квинтете, струнном трио и других формациях.
5
На альте невозможно начать учиться играть в детстве из-за размеров инструмента. На него обычно переходят, заканчивая музыкальную школу, или в более поздние годы, в консерватории или училище. Известно, что Николо Паганини, виртуозно игравший на скрипке, обладал очень длинными пальцами и был умелым альтистом. Другой известный исполнитель, который совмещал альт со скрипкой – Давид Ойстрах. Тем не менее, в современном оркестре на альтистов часто смотрят, как на неудавшихся скрипачей. Не так уж часто музыканты выбирают альт в качестве своего инструмента из любви к нему.
6
Среди композиторов имеются поклонники альта, которые охотно дают ему главную роль в своих произведениях. Первым это сделал Этьен Мэюль в 18 веке. В его опере Uthal альт играл первую партию. Другой поклонник альта – Гектор Берлиоз, посвятил альту симфонию Гарольд. Берлиоз хотел, чтобы эту партию сыграл Паганини, но, к сожалению, этот замысел исполнить так и не удалось.