Инструкция
1
Несмотря на то, что вся территория Дальневосточного края занимает треть территории России, его население составляет не более 5% от общего числа жителей страны. В 1999 г. их численность едва превышала 7 млн человек, а за последующие 10 лет упала на 22%. Численность населения самых крупных городов этого края – Владивостока и Хабаровска - колеблется в пределах полумиллиона. А самого маленького, административного центра Чукотки – г. Анадырь, не дотягивает до 12 тыс человек. В поисках большего комфорта и лучших возможностей люди продолжают покидать эти суровые края, несмотря на старания местных властей найти новые пути развития и смыслы существования людей в этих регионах.
2
По мнению самих жителей причиной депопуляции является низкий уровень дохода вследствие слабой предпринимательской активности и сокращения рабочих мест, а также нехватка детских дошкольных и образовательных учреждений. Владельцы же малого и среднего бизнеса утверждают, что причина в низкой потребительской способности населения, слабой инфраструктуре городов, «административных барьерах» и отсутствии квалифицированных специалистов. Мощным сдерживающим фактором перехода среднего бизнеса в крупный, является коррупция на разных уровнях власти и в виде криминальных элементов как таковых.
3
Нужно отметить, что дальневосточные города относительно молоды. К примеру, Хабаровск основан в 1880 году, Владивосток с численностью более 600 тыс человек основан в 1860 как военная крепость, но уже спустя 20 лет стал городом. Освоение дальних от столичного региона земель всегда было приоритетно для России, а потому на развитие территорий уходило много и сил и средств. Так, в этих северных городах множество учреждений культуры, которым может только завидовать центральная часть страны, создан Дальневосточный федеральный Университет с шестью сотнями образовательных программ. Это настоящий гигант, который образует целый студенческий городок в самом сердце Владивостока.
4
Благодаря выгодному расположению, Хабаровск и Владивосток опережают другие города по развитию инфраструктуры и кадровым ресурсам. Неоспоримым плюсом является хорошая транспортная развязка: наличие авиа, ж/д и автомобильных путей сообщения. Близость Китая способствует налаживанию поставок сырья и товаров, привлечению инвесторов. Не намного отстают в этом отношении такие города как Благовещенск и Артем. Где также наблюдается продуктивный диалог власти с предпринимателями, работают программы поддержки бизнеса, здоровая конкуренция, низкий уровень коррупции.
5
Жители Якутска, родины алмазов, напротив, не избалованы развитой инфраструктурой, поддержкой местной власти и достойным уровнем жизни. К этой же категории городов со спартанскими условиями можно отнести Южно-Сахалинск, Петропавловск-Камчатский, Магадан. Тем не менее, Якутия и Камчатка влекут туристов своей экстремальной и дикой красотой. Горные лыжи, охота, езда на собачьих упряжках, экотуризм и этнографические экскурсии – лишь небольшой перечень доступных развлечений.