Переговорный и претензионный порядок разрешения споров
Основными видами досудебного разбирательства считается переговорный процесс, а также направление заинтересованной стороной обязательства письменной претензии, получение ответа на нее. При наличии в гражданско-правовом договоре отдельного условия об обязательном направлении претензии до обращения в суд данное правило становится обязательным для сторон. Если предварительного направления претензии не последует, то суд просто не станет рассматривать спор, возникший по такому соглашению. Тем не менее, условие о переговорном порядке урегулирования разногласий не является обязательным для участников соответствующих отношений даже при его письменной фиксации в соглашении. Если одна из сторон не пожелает участвовать в переговорах, а просто обратится в суд, то такое заявление будет принято и рассмотрено в установленном порядке.
Урегулирование спора с привлечением посредника
Часто стороны не могут самостоятельно урегулировать возникшие разногласия по различным причинам, включая взаимные обиды, неспособность к конструктивному двустороннему диалогу и другие обстоятельства. В этих случаях имеется возможность привлечения третьей стороны – профессионального посредника, которого называют медиатором. Деятельность таких посредников урегулирована специальным законом, а их основной задачей является достижение согласия между конфликтующими сторонами, компромиссное решение проблемы без обращения в суд. Иногда медиатора привлекают и после подачи искового заявления, однако данный случай уже не относится к досудебному разбирательству, поскольку в лучшем случае судебный спор закончится заключением мирового соглашения.