России имперской и даже революционной были характерны индивидуальные виды транспорта, в отличие, к примеру, от Европы, где еще в 17 веке были реализованы особые подводы для простых людей, которые размещались по 5-7 человек в одном экипаже. Русские люди исторически не были приучены к соседству с другими людьми в транспорте, поэтому появление трамвая вызвало не только любопытство, но и породило волну взаимного негатива между попутчиками.
Классическая этимология выражения «хам трамвайный» - грубый, невоспитанный человек.


История транспортного коллапса



Считается, что само словосочетание «хам трамвайный» появилось в 20-30-х годах прошлого века. Сильное расслоение общества по социальным классам и уровню образования, которое не помешало пересесть с индивидуальных конных экипажей на более дешевый и менее комфортабельный трамвайный транспорт, позволило провести четкую параллель между интеллигенцией и рабочими, которые, как говорили во времена страны Советов, «питали классовую неприязнь ко всем признакам буржуазного поведения». Именно тогда и стала актуальна фраза о хаме трамвайном.

Со временем трамваи сменили автобусы и троллейбусы, были пущены скоростные электрички и маршрутные такси, однако выражение осталось неизменным и, к великому сожалению, не потеряло своего первоначального значения, несмотря на то что уровень культуры и образования населения теоретически должен был возрасти в разы.

Первые трамваи были очень востребованы, как один из дешевых и быстрых видов транспорта: люди висели на подножках, цепляясь буквально за воздух, лишь бы проехать до необходимой остановки, активно толкались локтями, пробираясь к выходу. Остроумный народ, привычный к крепкому словцу и емким ярким фразам, рождает меткое и глубокое словосочетание «хам трамвайный».

За пределами трамвая



Времена и люди изменились. Начиная с 60-х годов прошлого века, общественный транспорт стал менее загруженным, появилась возможность быть более вежливыми и внимательными друг к другу. Однако поражает тот факт, что и сегодня гневные взгляды недовольных попутчиков и нередко не самое корректное поведение заставляют даже воспитанных людей становиться «трамвайным хамом», защищая свое пространство.
Первые трамвайные вагонетки появились на шахтах, в начале 19 века они перекочевали на улицы в виде общественного транспорта, а в 1881 году получили электрическую тягу взамен конной.


Сегодня трамвайных хамов можно встретить не только в набитом общественном транспорте, иногда они ездят на весьма солидных мерседесах и занимают весьма высокопоставленные должности, обладая хорошим образованием и статусом в обществе. Однако порой так и хочется от всей души крикнуть вслед наглому, безнаказанному нахалу: «хам трамвайный»!