Инструкция
1
Начинайте знакомство малыша с природными явлениями на прогулках. Регулярно обращайте его внимание на окружающую обстановку, особенности погоды, ощущения тела. При этом объясняйте и на практике показывайте дошкольнику понятия «жара», «тепло», «холод», «сырость», «слякоть». Показывайте дождь, снег, тучи, сосульки, желтеющие листья, лужи. Заодно поясняйте, в какое время года все это происходит. Чтобы закреплять взаимосвязь понятий, задавайте детям наводящие вопросы. Например: «На улице идет снег. Какое время года у нас сейчас?».
2
Читая сказки, рассказы или стихи, акцентируйте внимание ребенка на подробностях, которые описывают, что такое зима, весна, лето, осень. Чтобы закреплять знания малыша загадывайте ему тематические загадки, проговаривайте пословицы про времена года.
Купите ребенку раскраску по этой теме. При этом уточняйте у малыша, какими цветами он будет красить листья, если на рисунке осень, какой карандаш возьмет, раскрашивая снежные узоры. И когда они обычно появляются на стекле. Рисуйте с ребенком композиции по темам, обозначающим времена года. Делайте аппликации и поделки: «Зимние забавы», «Весенняя капель», «Летний натюрморт», «Осенний пейзаж».
Купите ребенку раскраску по этой теме. При этом уточняйте у малыша, какими цветами он будет красить листья, если на рисунке осень, какой карандаш возьмет, раскрашивая снежные узоры. И когда они обычно появляются на стекле. Рисуйте с ребенком композиции по темам, обозначающим времена года. Делайте аппликации и поделки: «Зимние забавы», «Весенняя капель», «Летний натюрморт», «Осенний пейзаж».
3
С таким же успехом занимайтесь с малышом по картинкам, задавая вопросы: «В какое время года птицы вьют гнезда и высиживают птенцов?». «А в какое время года птицы улетают на юг?». Для этого запаситесь различными картинками с изображением зверей в различное время года. Поговорите с дошкольником о занятиях людей, связанных с зимой, весной, летом и осенью. Например, ребята катаются на санках с горы. На другой картинке дети пускают кораблики по ручью. Или делают скворечники. А комбайнеры работают на поле. Обращайте внимание малыша, что все эти занятия связаны с временами года.
4
Педагогами отмечено, что дети легче запоминают времена года, когда наблюдают взаимосвязь с праздниками. К примеру, 1 сентября сестренка взяла букет и пошла на День Знаний в школу. Этот праздник начинается осенью. Или дед Мороз и Снегурочка принесли подарок на Новогодний утренник. Конечно же, это случилось зимой, иначе Снегурочка бы растаяла. А 8 марта – это мамин праздник, в который папа дарит ей весенний букет тюльпанов или мимоз. На первомайские же праздники многие семьи едут сажать картошку и жарить шашлыки на даче. Ребенок с легкостью запоминает, что это случается весной. А 1 июня в День защиты детей мама с папой ведут малыша кататься на аттракционах и на детское представление на площади. Проговаривайте с ребенком, в какое время года приходит тот или иной праздник.