Реформы партриарха Никона 1650 - 1661-х годов имели под собой цель приведения богослужения православной Церкви к единообразию. Патриарх хотел исправить некоторые ошибки в древних богослужебных русских книгах и привести чин богослужения в соответствие со службами Константинопольской Церкви.


Некоторые христиане не приняли реформ богослужебных текстов. Так, сторонники старого чина не желали оставлять двукратное пение Аллилуия и двуперстное знамение. В богослужебных книгах были исправления на тройную Аллилуию, постановления о троеперстии.


Необходимо отметить, что эти моменты были восприняты патриархом как противление его воли, поэтому на тех, кто не хотел принять реформы, начались гонения. Именно поэтому многие старообрядцы стали считать патриарха Никона Антихристом и совсем отвергли духовенство Церкви.


Сами старообрядцы делятся на поповцев и беспоповцев. Так, у первых сохраняется свое духовенство, но поповцы считают только себя истинными последователями евангельского христианского учения и культуры. Отличие поповцев от православных - своя иерархия. У беспоповцев духовенства вовсе нет. Это является отличительной чертой этого религиозного течения. Беспоповцы считают духовенство православной Церкви неуместным и осквернившимся.


Кроме различий в понимании духовенства, старообрядцы придерживаются следующих правил. Так, в сознании и практике старообрядцев остались двоеперстие, двоекратное пение Аллилуия, крещение через обязательное полное погружение, использование только восьмиконечного распятия (православные могут использовать также четырекконечное), написание имени Христа с одной буквой «и» - Исус. Другими отличительными особенностями старообрядцев можно считать церковное пение. Старообрядцы не принимают партесного многоголосного пения. Старообрядцами не читаются акафисты (за исключением древнейшего акафиста Божией Матери), не имеет место богослужение страстей Христовых (Пассия), святой агиасмой (водой) считается только та вода, которая освящается в навечерие Крещения Господня (у православных - водоосвятие происходит еще и на сам праздник).


Из практических отличий старообрядцев от православных можно назвать запрещение первыми брить бороды, приверженность к определенному стилю одежды. Так, некоторые старообрядцы до сих пор носят кафтаны, а другая одежда считается греховной.


Это только некоторые основные отличия между православными и старообрядцами. В различных течениях старообрядчества существуют и другие догматические и нравственные отличия.


Стоит упомянуть еще и о том, что в настоящее время проклятья со старообрядцев православной Церковью сняты, за исключением тех деноминаций беспоповства, которые ушли в серьезные ереси.