Ролевые игры
Постепенно по мере взросления малыша подражательные игры приобретают характер ролевых. У ребенка уже богатый бытовой и социальный опыт, достаточно развита речь, чтобы придумывать целые игровые сюжеты, в которых переплетаются и слышанные им сказки, и просмотренные мультфильмы, и реальные события, которые происходили с ним и его близкими.
Герои (куклы, зверята, машинки) приобретают характеры, они ссорятся и спорят, мирятся и дружат – по воле ребенка, который ведет игру. А еще можно ходить в гости друг к другу, покупать что-нибудь в магазине, ходить на работу и в детский сад… Все, что делает ребенок и окружающие его взрослые, найдет отражение в игре.
В это время для организации игрового пространства ребенку понадобятся и кукольные домики, и тематические наборы, и конструкторы. У детей 5-6 лет ролевые игры могут продолжаться до нескольких дней, если сюжет их особенно увлек и получает все новое развитие.
Ребята 4-6 лет охотно играют не только поодиночке, но и вместе. Старшие дошкольники уже способны договориться о правилах и условиях игры и следовать им. Дети обогащают совместную игру, каждый вносит свой личный опыт и видение игровой ситуации, поэтому такие игры особенно увлекают ребят.
Терапевтическая и обучающая функция игры
Конечно, игра – это, прежде всего радость и для ребенка, и для взрослого, который наблюдает за ней (а лучше – участвует). Но, кроме того, это еще и кладезь информации для родителей.
Играя, ребенок раскрывает перед взрослым свой внутренний мир: свои страхи и сомнения, проблемы и радости. Анализируя детскую игру, можно узнать о ребенке гораздо больше, чем беседуя с ним (зачастую просто потому, что малыш не сможет подобрать правильные слова, чтобы выразить свое состояние). Не случайно такие направления психологии, как игротерапия, сказкотерапия столь популярны в последние годы.
А поняв, что беспокоит ребенка, лучше всего создать игровую ситуацию, в которой ребенок сможет решить свои проблемы. Тогда и в реальной жизни сделать это ему будет гораздо проще.