Выбор главной даты
Если нужно запомнить даты небольшого исторического периода, лучше выбрать для себя некую главную дату и уже к ней привязывать остальные события. Например, вам нужно запомнить несколько дат, укладывающихся во временной промежуток нескольких десятков лет. Сначала вы выбираете для себя основную дату, которая будет своеобразной точкой отсчета. Остальные даты вы запоминаете по принципу «это событие произошло через столько-то лет» или «это событие произошло за столько-то лет до основной даты». К примеру, период реформ Александра II. Основным для запоминания событием можно выбрать 1861 год. За шесть лет до этого император вступил на престол, за три года - запустил судебную и земскую реформы и т.д.
Этот метод запоминания достаточно удобен, но требует работы со всей темой. Вы должны понимать суть главных событий, их взаимосвязь.
Поиск параллелей
Даты многих исторических событий сходны. Например, Гренгамская битва, как и Гангутская, произошла 27 июля, только в разные годы. Полтавская битва тоже произошла 27 числа, только в июне. Советская территория была оккупирована немецкими захватчиками с 1941 по 1944 годы, а война между Византией и Русью проходила с 941 по 944 годы. Выискивая такие «похожие» даты и события, можно сильно облегчить себе их запоминание.
Лингвистика
Специалисты, изучающие иностранные языки, часто используют следующий метод запоминания. Сначала они записывают новое слово на листок бумаги, периодически просматривают свои записи и стараются как можно чаще использовать это слово в своей речи. Если метод работает в случае с иностранными словами, почему бы не использовать его для запоминания дат? Записывайте даты и события в блокнот и просматривайте свои записи в свободное время. Достаточно повторять даты раз в день, чтобы они твердо зафиксировались в памяти.
Минус данной методики - в оторванности дат от их контекста. Вы будете помнить годы и события, но не сможете увязывать их друг с другом.
Ассоциации
Еще один эффективный метод запоминания дат состоит в использовании ассоциаций. Вы можете ассоциировать даты с телефонными и автомобильными номерами, номерами домов, распространенными численными стереотипами (обеденное время, песня «7:40», числа из стихов и так далее).