Инструкция
1
Архитектура становится одним из ведущих искусств Древней Греции в архаическую эпоху. В 7 в. до н.э. возникает ордерная система. В эпоху архаики появилось 2 основных ордера: дорический и ионический, в конце классической эпохи на базе ионического ордера был создан коринфский. Греческие ордера активно использовались в архитектуре последующих эпох. В самой Греции, прежде всего, строились многочисленные храмы, отличающиеся пластической гармонией и соразмерностью. Греческий храм никогда не подавлял человека своим масштабом, позволяя ему чувствовать себя гордым и свободным гражданином своей страны.
2
Иное впечатление производит архитектура Древнего Рима. Несмотря на то, что римляне в основном заимствовали свою культуру у греков, они придали ей совершенно иной масштаб. К примеру, знаменитый римский Пантеон – храм всех богов – представляет собой огромный цилиндрический объем, к которому пристроен греческий портик. Пантеон увенчан бетонным куполом весом 46 тонн, сквозь девятиметровое отверстие в котором льется воздушный свет. Идея сооружения, ориентированного на купол, возникла именно здесь.
3
В средние века архитектура становится доминирующим видом художественной культуры. В этот период в ней возникает 2 стиля: романский и готический. Романский стиль, появившийся в период феодальной раздробленности, тяготеет к созданию храмов и замков, напоминающих хорошо укрепленные крепости.
4
Сооружения готического стиля в большей степени тяготеют к красоте. В этот период возникает тип храма, устремленного ввысь, со стрельчатыми сводами, огромными витражными окнами и каменным кружевом стен.
5
Эпоха Ренессанса ознаменовалась возвращением к куполоцентрической архитектуре на основе античного ордера. Великолепные купола, спроектированные ведущими мастерами «эпохи гениев», являются едва ли не главным украшением итальянских городов. Символом прекрасной Флоренции стал яркий и нарядный купол собора Санта-Мария дель Фьоре, а над гордым Римом вознесся грандиозный купол собора Святого Петра, спроектированный самим великим Микеланджело.
6
Дух ренессансной свободы уходит в прошлое с наступлением эпохи барокко. Вновь, как в средние века, на первый план выходит церковь. Теперь задача архитектуры – поразить человека масштабом и великолепием храмовых построек, указать на его ничтожность перед лицом бога. Сооружения пышно, часто чрезмерно украшаются, их отличает причудливая криволинейность очертаний.
7
В период правления самовлюбленного и властного Людовика ХIV во Франции возникает строгий и симметричный классицизм. Ему свойственны гражданственность, героический пафос, пластическая гармония и ясность форм. Самыми знаменитыми сооружениями эпохи становятся не храмы, а королевские дворцы – Лувр и Версаль.
8
Велением времени стало возникновение стиля рококо. Утонченные вкусы аристократии 18 века требуют большого изящества с примесью вычурности. Стиль рококо не внес в архитектуру новых конструктивных элементов. Его основной задачей стало достижение декоративной эффектности.
9
Очень интересна архитектура в стиле модерн. Она тяготеет к естественным, «природным» линиям и формам. Здания, спроектированные одним из самых ярких архитекторов модерна Антонио Гауди, так органично вписываются в ландшафт, что кажутся творением природы, а не рук человеческих.