Инструкция
1
Название «барокко» заимствовано из жаргона португальских ловцов жемчуга и, в буквальном переводе, обозначает жемчужину неправильной формы – жемчужину с пороком. С итальянского «барокко» переводят как «причудливый», «странный», «вычурный», «склонный к излишествам». Искусство барокко отличается пышностью, экзальтацией образов; ему свойственны динамичность и стремлению к совмещению реальности и иллюзии.
2
Поистине неповторим облик архитектурных сооружений эпохи барокко. Их отличает обилие пышных декоративных украшений, подчеркнутая театральность, преобладание сложных криволинейных очертаний. Одна из самых интересных и необычных барочных построек – римская церковь Сан-Карло алле Куатро Фонтане, созданная по проекту Франческо Борромини. Для нее отведели маленький и крайне неудобный участок на перекрестке двух улиц. Видимо, поэтому Борромини сделал храм совсем небольшим. По углам расположены 4 скульптурные группы с фонтанами, благодаря которым церковь и получила свое название. Овальное в плане здание перекрыто куполом. Его фасад подразделяется на 2 яруса. Стена верхнего яруса волнообразна: он то прогибается, то выступает вперед, словно меняясь на глазах.
3
4
Главным критерием живописи барокко является красота, выраженная в намеренной пышности и укрупненности форм. Еще одна важная черта барочной живописи – передача движения. Как и в скульптуре, здесь показывается действие, процесс, а не конечный результат. Как ни странно, крупнейшим мастером живописи эпохи барокко стал не итальянский, а фламандский художник – Питер Пауэл Рубенс. К типичным произведениям стиля барокко можно отнести такие работы Рубенса, как «Автопортрет с Изабеллой Брант», также известный под названием «Жимолостная беседка», и алтарная роспись «Воздвижение креста». В росписи алтаря художник, следуя барочной традиции, не стал показывать распятие уже свершившимся, а сделал зрителя свидетелем казни.