Инструкция
1
Под знаниями в педагогике принято понимать систематизированный набор сведений, фактов, образов, суждений, в которых заключены закономерности предметной области, к которой относится обучение. Знания, относящиеся к конкретному виду деятельности, позволяют выявлять и усваивать взаимосвязи между предметами и явлениями. Они нередко содержат в себе готовые алгоритмы простых операций и проверенные стратегии принятия решений. Одно из основных свойств знаний – их системный и структурный характер.
2
На основе полученных знаний формируются умения. Они представляют собой конкретные приемы и способы выполнения действий, освоенные человеком. Любое умение предполагает, что обучаемый способен целенаправленно применить полученные им знания в практической деятельности. Умения обеспечивают гибкость в деятельности и дают возможность приспособить знания к изменяющимся условиям.
3
Навык – более сложная категория обучения. Под ним понимают доведенные до автоматизма сознательные действия, которые постепенно вырабатываются при непосредственном взаимодействии с предметной средой. Навык вначале формируется сознательно и полностью находится под контролем человека. Примерами могут служить овладение навыками счета, письма или управления автомобилем.
4
Первые самостоятельные действия нередко содержат ошибки, выполняются крайне медленно и неуверенно. Со временем навык полностью автоматизируется, что позволяет выполнять действия без концентрации на них внимания. Навык способен закрепляться на продолжительное время. Даже при длительном перерыве в конкретной деятельности способность человека к автоматическому выполнению ранее освоенных операций сохраняется или сравнительно быстро восстанавливается.
5
Традиционная цель обучения состоит из трех взаимосвязанных задач. Вначале человек получает и усваивает знания по предмету. Затем он овладевает способами управления этими знаниями и учится применять их на практике. Так формируются умения. Заключительный этап учебного процесса – превращение связки из знаний и умений в устойчивый навык.
6
Иными словами, знания, умения и навыки, полученные человеком, складываются в образовательном процессе в единую взаимосвязанную систему и постепенно превращаются в способность выполнять сначала элементарные, а потом и достаточно сложные операции с предметной действительностью. Эффективность обучения обычно оценивается по тому, насколько прочно человек овладел навыками в данной сфере деятельности.