Человек, признающий существование Бога, знает, что Он – основа и первоисточник Мироздания, идеально разумный, идеально справедливый и источник бесконечной любви. Любовь и страдания невинных людей представляются несовместимыми с такой характеристикой.

Страдания, смерть и грех



«Наказание за грех – смерть», – говорится в Священном Писании. Этого не отрицает ни один христианин, но нередко люди понимают такую формулировку упрощенно. Наказание представляется как юридическое понятие: поступок – суд – приговор. Это даже подталкивает людей к осуждению Бога за «жестокость приговоров». В действительности же наказание за грех является не «уголовным», а «естественным».

Бог установил законы природы, по которым существует материальный мир – физические, химические, биологические. Хорошо известно, что происходит, когда люди отказываются считаться с этими законами – например, если человек курит, он в конечном итоге заболевает раком легких. Никто не назовет это «излишне жестокой небесной карой», всем понятно, что это естественное следствие действий самого человека.

Не всегда из-за бездумного нарушения законов природы страдает непосредственный виновник. Например, из-за халатности сотрудников Чернобыльской АЭС пострадали тысячи людей, и нельзя сказать, что их кто-то «покарал с бессмысленной жестокостью» – это естественное последствие человеческого легкомыслия.

Духовная составляющая мироздания тоже имеет свои законы. Они не так очевидны с человеческой точки зрения, как законы физики или биологии, но они упорядочивают мир в соответствии с Божественным замыслом. Изначально человек был задуман как существо бессмертное, созданное для счастья. Не Бог разрушил это состояние – человек сам решил отступить от воли Божьей.

Учитывая, что воля Божья – первопричина мироздания, организовавшая его, то отступление от нее провоцирует хаос в мире, ввергает его в череду случайностей, страшных в своей нелепости. И тут уже невозможно ни спрашивать, ни отвечать, за что страдает тот или иной человек, будь то взрослый или ребенок: это происходит потому, что мир ввергнут в состояние хаоса посредством человеческих грехов. И свою лепту в создание этого «духовного Чернобыля» вносит каждый – ведь нет такого человека, который не грешил бы.

«За что» и «для чего»



И все-таки невозможно представить себе мир абсолютным хаосом, в который Бог абсолютно не вмешивался бы – особенно после евангельских событий. Но вмешательство это может быть разным.

По меткому выражению английского богослова К.С.Льюиса, человек хочет видеть Бога «добродушным дедушкой», создавшим мир исключительно для того, чтобы «побаловать» человека. Но Бог – не «добродушный старичок», Он – Отец Небесный, который хочет видеть свое творение не «счастливым любой ценой», а Своим Образом и Подобием, приближающимся по достоинству к Богу.

Известно, каким нагрузкам человек подвергает свое тело, чтобы его развить, довести до совершенства. Душе для развития тоже нужны нагрузки – и для этого явно недостаточно постов и молитв. В ряде случаев душа нуждается даже в «шоковой терапии». Поэтому христианин не ставит вопроса «за что» – он спрашивает «для чего».

…Женщина предвзято относилась к инвалидам, называла их «ущербными», уговаривала дочь порвать дружбу с девушкой-инвалидом, опасаясь, что дочь «сама станет ущербной». Но вот у этой женщины родился внук-инвалид – и ее отношение к неизлечимо больным людям изменилось навсегда. Должен был пострадать ребенок, чтобы для человека открылся путь к спасению. И это лишь один вывод, «лежащий на поверхности» – ведь никто не может знать, как сложилась бы жизнь этого ребенка и его близких, если бы он родился здоровым.

И никто не знает, как могла бы сложиться жизнь людей, умерших в младенчестве – но это известно Всеведущему Богу, Он знает, от чего уберег этих детей. Ведь для Бога – в отличие от человека – смерть не является окончательным крушением и концом всего.