Инструкция
1
Почитайте классиков. К жанру стихотворения в прозе обращались многие российские и европейские авторы. Это «Гимны ночи» Новалиса, «Поэмы в прозе» Ш. Бодлера и, конечно, «Стихотворения в прозе» И. С. Тургенева, знакомые всем со школы. Изучив лучшее образцы жанра, вы будете лучше готовы к созданию собственных произведений.
2
Выразите свои личные переживания. Стихотворения в прозе существуют на стыке двух родов литературы, заимствуя у эпоса прозаическую форму, а у лирики внутренне наполнение. Ваше произведение должно стать небольшой зарисовкой, которая может быть посвящена любой волнующей теме: дружбе, справедливости, бегу времени, любви к медовым пирожным или ненависти к соседям. Опишите ваши эмоции, размышляйте и философствуйте на бумаге.
3
Используйте разнообразные средства художественной выразительности. Чтобы стихотворение в прозе не превратилось в эссе или очерк, пишите художественно, используя тропы, эпитеты, сравнения и метонимии. Основу стихотворения может составить одна развернутая метафора или аллегория, смысл которой разъясняется к концу произведения.
4
Попробуйте писать ритмизованной прозой. Чтобы добиться напевности и благозвучности не обязательно использовать рифму или следовать стихотворному размеру. Задать ритм поможет повторение одних и тех же риторических конструкций, использование синтаксического параллелизма, при котором предложения строятся по схожей схеме. Используйте звукопись, повторяя одни и те же гласные или согласные звуки, чтобы стихотворение звучало нежно и мелодично или наоборот хлестко.
5
Будьте лаконичны. Стихотворение в прозе должно передавать одну законченную мысль, одну эмоцию. Произведения этого жанра редко содержат в себе четкий сюжет: чаще всего они строятся как рассуждение или описание. Не делайте стихотворение слишком длинным. Подобно притче или афоризму, стихотворение в прозе должно быть кратким и точным.
Вновь одиночества печать –
Уже срывает эта птица дума.
Ей надо крылья те размять –
Виденьем курс уже продуман.
Не будет этих медных труб –
Они звучат в моём сознанье.
С судьбою прежде не был груб,
И не корю её за это опоздание.
Ты поздно этот ключик мне дала,
В ту дверь войти теперь я смею.
Слова забыв, гляжу в твои глаза,
Заметь – давно уж не краснею.
Ты видишь, он горит, мой взгляд,
Но пламя то – оно не обжигает.
Те мемуары – мне ли их писать:
Уже мысль эта в будущем витает.
Того не знаю, кто соавтор мой -
Эти думы под диктовку излагаю.
Промолвят будни: ты уж не герой,
Я не в обиде, правда это, понимаю.