Название произведения:
Название художественного произведения всегда стремится так или иначе, но дать указание читателю, на что необходимо сделать особый акцент при последующем развертывании текста. Это применимо и к прозаическому и к поэтическому текстам. Если как таковое в поэтическом тексте заглавие не вынесено, то значит смысловое наполнение настолько необъятно (даже для автора), что заключить его в отдельно взятую сжатую фразу (по отношению к тексту в целом) невозможно (и потому «названием» такого стихотворения традиционно считается начальная строка).
Однако, возможно намеренное стремление автора запутать читателя, что свойственно, например, дадаизму, или «обнажение» приема стихосложения, что свойственно футуризму, но в этом случае это не стремление автора к усложнению пути для читателя к смыслу, а один из принципов поэтики в целом.
Жанр:
Важным компонентом при анализе художественного произведения является определение его жанрового своеобразия.
Так в прозе жанр будет определять масштаб изображаемого. Если перед читателем рассказ, то само собой, что в произведении затрагивается некая частная, конкретная проблематика (например, тема одиночества в рассказе Чехова «Тоска»). Если читатель определяет жанр находящегося перед ним произведения, как роман, то и охват событий будет в нем намного крупнее, а, исходя из этого, обилие переплетающихся смысловых пластов будет указывать на «всеохватность» произведения, претензию его на универсальность (например, тема духовного пути героя, раскрывающаяся в образах князя Андрея и Пьера Безухова, примыкающая к ней тема борьбы духовного и телесного в человеческой природе, «мысль народная» по определению самого Толстого, изложение авторской концепции истории).
Тот же подход необходим и к стихотворному тексту. Например: если стихотворный текст является одическим произведением, то разумеется цель и суть его в прославлении лица, которому оно адресовано. Если это элегия, то основой произведения являются некие зыбкие «задумчивые» переживанию и, в сущности, текст является самоанализом (условно говоря) лирического героя.
Культурный контекст:
Знание эпохи, в которую создавался текст, ее реалий, во многом будет способствовать успешному анализу художественного произведения. Зная, что творчество Фонвизина, Корнеля развивалось в русле классицизма, и выяснив основной конфликт данного литературного направления (борьба между долгом и чувством, разрешающаяся в пользу первого) нетрудно проверить на примере текста наличие в нем подобной теоретической базы. Или же, анализируя произведение романтической эпохи, перед читателем сразу возникает целый перечень проблем, волнующих деятелей указанного направления (тема пути художника, преодоление двоемирия, конфликт героя и общества и т. д.).